История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов - стр. 22
Серия королев начиналась с королевы амазонок Мартезии и заканчивалась матерью короля Людовика королевой Австрии Анной. В них требовалось играть как в нашу игру авторов. Поэтому всех монархов поделили на группы по чудовищному, но забавному принципу, обозначенному качественным прилагательным в верхнем правом углу карты: праведный, умный, жестокий, несчастный, почитаемый, святой, добрый, мудрый, храбрый, везучий и капризный. Положения монархов указывались в разных местах, на некоторых значки масти проставлялись в верхнем левом углу. Иногда масть просто опускали.
На картах по географической тематике (Le Jeu de Geographie) на каждый лист наносили мелкие фигуры, символизирующие ту или иную страну, с ее описанием по нижнему краю. У нас на хранении находится одна серия с раскрашенными вручную картами. Другие колоды остались нераскрашенными. Сохранилась одна колода со значками масти в углу каждого листа. На мелкой карте изображены две пересекающиеся полусферы с надписью «Geographie: A Paris, chez Henry le Gras, libraire au 3>e pilier de la grande salle du Palais». На всех заглавных картах стоит имя «Ле Грас» как издателя.
На каждом листе литературных карт (Le Jeu de Fables) нанесены чудесные миниатюрные изображения персонажей греческих мифов. В нашем распоряжении находятся все эти игры как в виде колод игральных карт, так и в форме миниатюрных книг в кожаных переплетах. Они все представляют исключительный интерес и считаются большой редкостью.
LE JEU DES FABLES, ПАРИЖ, 1644 Г.
ИЗ «МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРИИ 1680 Г.»
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЩИТ ПАПЫ РИМСКОГО КЛИМЕНТА IX ИЗ DE BRIANVELLE HERALDRY, 1665 Г.
ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ С ГЕРАЛЬДИКОЙ ИЗ КНИГИ КЛОДА ОРОНСА ФИНЕ ДЕ БРИАНВИЛЛЯ, 1655 Г.
Трефовый король с геральдическим щитом папы римского Александра VII и бубновая дама с геральдическим щитом Кастилии и Леона
Что же касается художественной ценности, то их относят к трудам знаменитого флорентийского мастера гравюры Стефано делла Белла. Вашему вниманию предлагается переиздание всего парижского выпуска 1698 г.
Приблизительно в 1680 г. вышла в свет еще одна серия карт, посвященных мифологии, похожая на карты мастера делла Белла. Стиль гравюры мелких иллюстраций напоминает работы Себастьяна ле Клера, хотя некоторые из них выполнены не так тщательно, как обычные изделия этого мастера. На части карт нанесены значки французской масти, есть и отмеченные буквами R (roi – король), D (dame – дама), Р (prince – валет) и С (cavalier – рыцарь). Последний выступает в роли туза.
В 1655 г. состоялся выпуск знаменитой серии геральдических карт по эскизу Клода Оронса Фине де Брианвилля. В те дни освоение геральдики (pour apprendre le Blason) считалось необходимой частью программы обучения благородных отпрысков. На иллюстрациях приводятся гербы европейских государств; червонной масти придаются гербы Франции; пиковой масти – Германии; треф – гербы итальянские; и у бубен – испанские и португальские. Эскизы фигурных карт составлены в той же манере, что и в мифологической серии, описанной выше. На карте трефового короля изображается папский герб Александра VII (Chigi). Выпуск этих карт сопровождался книжкой с пояснениями. В нашем распоряжении оказались таковые выпуска 1659 и 1665 гг., а также восьмого издания без даты. Все они вышли в Лионе и, кроме того, пользовались самым живым спросом.