История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 3
АВТОР (лат. auctor – создатель, творец; виновник) – субъект (личность или коллектив), создавший научное, техническое, художественное и т.п. произведение (изобретение, проект, картину, к. – л. текст и т.д.). Проблема А. (т.е. не всегда очевидное авторство к. – л. произведения) возникла уже в поздней Античности (в неоплатонизме) в связи с идентификацией письменных источников, прежде всего текстов Гомера и Платона. В герменевтике А. становится ключевой фигурой в процессе интерпретации текста, понимание к-рого возможно только посредством реконструкции исходного авторского замысла, т.е. воспроизведения в индивидуальном опыте интерпретатора личностнопсихологического и социо-культурного опыта А. В отличие от классич. восприятия текста как произведения А., сторонники постмодернизма наделяют авторской функцией читателя, к-рый в процессе именно чтения текста становится его производителем, а вместо понятия «А.» употребляют понятие «скриптор» (писец, переписчик). Рассматривая текст (язык) в его самодвижении и смыслопорождении, постмодернизм констатирует «смерть А.». Подобная констатация теряет метафорический смысл по мере заполнения безымянными текстами (артефактами) жизненного пространства совр. чел-ка. Пользуясь (напр., из Интернета) безличными, «безавторскими» текстами, он утрачивает представление об А., в т.ч. и самостоятельность (ср. греч. αύτός – сам), т.е. способность быть А. мнения, взгляда, решения, поступка и т.п.
АВТОРИТЕТ (нем. Autorität, от лат. auctoritas – власть, влияние) – в широком смысле – общепризнанное влияние к. – л. лица или организации в различных сферах жизни общества (напр., экономика, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (А. родителей, врачей, учителей и т.д.); в более узком смысле – одна из форм осуществления власти. Иногда говорят об А. права, морали, иных социальных норм, что означает признание их необходимости кругом лиц, на к-рых распространяется действие таких норм. А. выражается в способности отдельного лица или сообщества направлять, не прибегая к принуждению, действия или мысли другого человека (или людей). Необходимость А. связана с ограниченностью возможностей последних рационально оценивать возникающие проблемы и принимать нужные решения. Т.о., мнения или указания А. принимаются на веру. При этом предполагается, что А. способен обосновать свои предписания (требования). В общественной жизни деятельность индивидов во многом определяется спец. органами и должностными лицами, принимающими решения и контролирующими их исполнение. Такое – признаваемое подчинёнными – право и есть А., как форма осуществления власти, отличающаяся, напр., от произвола. Формы воплощения (олицетворения) А. имеют исторический характер и зависят от идеологич. представлений, определяющих источники и критерии законности власти. В идущей от англ. философа Гоббса традиции проблема А. представлялась как дилемма «свобода» – «авторитет», под к-рым понимался лишь А. верховной власти или «суверенный А.». Гоббс видел в таком А. единственное средство спасения общества от анархии и произвола, от «войны всех против всех». Существует формальная типология А., предложенная нем. социологом М. Вебером: А. м.б. основан либо на рациональных началах – системе правил, определяющих способы приобретения власти и границы её применения, либо на традициях. В последнем случае законность А. представляется обществу священной и неизменной. Вебер полагал, что основой А. м. б. и харизма (греч. χαρισμα – милость, благодать, божест. дар) к. – л. личности, наделённой в глазах её приверженцев исключит. качествами мудрости, святости, героизма. По Веберу, такого рода А. присущ проповедникам, пророкам и полит. вождям.