История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 27
ДАРВИН Чарльз Роберт род. 12 февраля 1809 г. в Шрусбери в графстве Шропшир. В 1831 году он окончил Кембриджский университет и на корабле «Бигл» совершил кругосветное путешествие, после которого издал «Дневник изысканий» в 1839 г., где первым дал описание множеству животных Южной Америки и островных грызунов, птиц, черепах. В период с 1838 по 1841 годы Д. явл-я секретарём Лондонского геол. общ-ва. В 1839 г. состоялось его бракосочетание с Эммой Веджвуд, в семье родилось впоследствии 10 детей. В 1842 г. семейная пара переезжает в Даун в графстве Кент, где они постоянно и жили. В 1858 г. Д. попросили прочесть статью некоего молодого биолога А. Р. Уоллеса, в к-рой содержалось чёткое изложение основной идеи теории эволюции. Оба доклада − Д. и Уоллеса − были прочитаны на заседании Линнеевского зоологич. общ-ва в Лондоне и в том же году были опубликованы в журнале общ-ва. В 1859 г. выходит первый эпохальный труд Д. «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в к-ром доказывается, что существующие виды животных и растений произошли естественным путём от других видов. В 1868 г. появляется дополнение к первому труду под названием «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания». А в 1871 г. публикуется главная работа всей жизни Д. – «Происхождение человека и половой отбор», доказывающий животное происхождение чел-ка. Происхождение чел-ка от животных доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). 19 апреля 1882 г. создатель теории эволюции и естественного отбора скончался. Тело его было погребено рядом с гробницей Ньютона. Большинство учёных еще при жизни Д. признали его теорию эволюции, и сегодня она остаётся фундаментом для современных концепций эволюции. Сам Д. о своей жизни говорил так: «Я учился, потом совершил кругосветное путешествие, а потом снова учился: вот моя биография». Д. был убеждён, что в науке «слава достаётся тому, кто убедил мир, а не тому, кто первым набрёл на идею». Что касается естественного отбора как основной движущей силы эволюции, то эта теория распространилась среди учёных только в 1930-х гг.
ДВИЖЕНИЕ – понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. В европ. традиции понятие Д. семантически дифференцировано: оно м.б. «Д. вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», «механическое перемещение», у него м.б. направленность, оно может отражать качеств. изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. Д. – филос. категория и общенауч. понятие, одно из важнейших в разл. филос. теориях бытия (онтологии), в науках о природе, общ-ве и мышлении, их представлениях об активности или пассивности, изменчивости или неподвижности, покое и др. Их основа – объективные феномены изменения объектов самой разной природы. Д. можно определить как такую связь состояний, когда наблюдаемый объект как по отдельным характеристикам, так и по совокупности параметров и характеристик не равен сам себе в длении своего существования (т. е. во времени). Или же, иначе, понятие Д. можно определить как совокупность исчезающих, преходящих моментов действительного существования и активности к. – л. или ч. – л. Нетрудно видеть, что данные определения опираются на отношение тождества и различия, а также категории активности и меры. Начиная с классич. механики до совр. науч. картины мира, включая эволюционизм, понятие «Д.» − один из главнейших элементов теоретич. основ всего естествознания. Данное понятие − основа идей историзма, перфекционизма и прогрессизма в философии истории, социологии и др. Понятие «покой» здесь всюду будет его прямым антиподом. В естествознании такими понятиямиантиподами, проявлениями антитезы Д. и покоя, будут понятия «динамика» и «статика». В математике с обобщённой геометрич. точки зрения Д. называют преобразование евклидового пространства, сохраняющее расстояние между его двумя точками.