История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 18
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668–1744) – итал. философ, один из основоположников историзма. С 1699 – проф. риторики ун-та в Неаполе, с 1734 – придворный историограф. Исходя из положения, что только сделанное явл-ся критерием познания и понимания, В. считал историч. науку сознанием человечества о собств. деяниях. Но сам исторический процесс В. понимал как объективный и провиденциальный. Гос-во, по В., возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев – слуг. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое гос-во) и человеческой (демократич. республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общ-ва. Историзм В. позволил ему сформировать более адекватную, чем у его современников – франц. просветителей – концепцию культуры, создать по аналогии с организмом оригинальную модель её развития, что во многом обусловило становление философии истории, прежде всего Гердера и Гегеля. Осн. соч.: «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).
ВИНЕР (Wiener) Норберт (1894–1964) – амер. математик, один из создателей кибернетики как самост. науч. дисциплины. Учился у Дж. Сантаяны, Б. Рассела, Э. Гуссерля, Д. Гильберта. Первые исследования В. посвящены логике, в частности сравнит. анализу теории отношений Э. Шрёдера и Б. Рассела. Науч. творчество В. свидетельствует о его стремлении к междисциплинарному синтезу и соотношению теоретич. построений с практикой. Эта установка была выражена в кн. «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948), в к-рой обоснован статус нового комплексного науч. направления и введено его название. Исходя из того, что новые концепции связи и управления определяют и новое понимание чел-ка и в целом знаний о мире, В. развивал кибернетич. подход к различным областям науки и культуры. В св. последних работах он обратился к проблемам обучающихся и самовоспроизводящихся машин, вопросам взаимодействия чел-ка с информац. – вычислит. устройствами. В. подчёркивал необходимость исследования социальных аспектов науч. знания, ответственности учёных в совр. мире.
ВЛАСТЬ – особое отношение м. людьми, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать опредёл. воздействие на их деятельность, поведение посредством авторитета, права, насилия, традиции, техники манипуляции сознанием (экономическая, политическая, семейная и др. виды В.). Классич. традиция отождествления В. с волей (субъективной или коллективной) в дихотомии «господство – рабство» восходит к Платону и Аристотелю. Начиная с Макиавелли, в филос. разрабатывается идея светского характера В., необходимой для сдерживания эгоистической природы чел-ка и определяемой отношениями «государь – подданные». Проблема В. систематически проанализирована в социологии Вебера, к-рый выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. При анализе В. принято различать её формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Начиная с Ницше, проблема В. рассматривается в более широком филос. контексте, чем оппозиция «властитель – подчинённый». В. понимается как отношение, пронизывающее властвующие силы не в меньшей мере, чем подвластные. По Ницше, безличная «воля к В.» пронизывает все отношения и находится в основе существования, поскольку всё, что делается с определ. целью, м.б. понято «как цель умножения В.». Идеи генеалогич. подхода к В. были восприняты современной франц. филос. от структурализма до «новых левых». Неклассические концепции В. представляют собой анализ форм и методов принуждения, осуществляемого помимо сознания индивидов, т.е. переход от различных дефиниций В. к её систематизированному описанию. При этом В. чего бы то ни было над индивидом понимается как восполнение недостатка его самосознания.