История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 11
Б
БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (1901–1971) – англ. физик и обществ. деятель. Труды по рентгеноструктурному анализу; исследования структуры металлов, белков, гормонов, вирусов, жидкостей. Работы по истории и социологии науки. Проф. Кембриджского (с 1927), Лондонского (с 1937) ун-тов, чл. Лондонского королев. общ-ва (с 1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Президент Всемирного Совета Мира (1959– 65), вице-председатель Всемирной федерации науч. работников. Автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общ-ва – «Социальная функция науки» (The social function of science, L., 1938), один из авторов концепции научно-технической революции.
БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ – филос. категории, обозначающие неразрывно связанные между собой противоположные свойства (стороны) объективного мира. Б. характеризует материю и движение в целом, их несотворимость и неуничтожимость, количеств. неисчерпаемость, неисчислимое многообразие свойств, связей, форм бытия и тенденций развития. К. характеризует любые конкретные явления и объекты, к-рые существуют в определ. пространственно-временных границах. К. – форма проявления и существования Б., последнее, в свою очередь, складывается из множества конечных объектов и явлений. Познавая К., наука познает и Б. Глубокий филос. анализ взаимосвязи Б. и К. сделал Гегель. Он различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как непрерывное увеличение количества) и связывал Б. с развитием.
БЕССМЕРТИЕ – 1) как идея: отрицание смерти, т.е. неизбежного и необходимого конца земного существования; достижение на земле и в настоящее время вечной, независимой от времени и от природы жизни. Более распространена идея Б. души, к-рая прослеживается в Античности с 7 в. до н.э. и впервые в европ. филос. обоснованная Платоном. В философии она имела большое значение как в форме надежды, так и в форме метафизич. размышлений. В истории культуры идея Б. играла роль не менее важную, чем идея Бога; 2) как вера: миф об умирающих и воскресающих богах, известный также в Египте и на Востоке, повлиял на формирование антич. представлений о раздельности тела и души и о посмертных её странствиях, получивших распространение в христианстве. В буддизме представление о Б. связано с понятием нирваны и учением о вечном круговороте. На Востоке также развиты учения о перевоплощении (метемпсихозе) или переселении душ, допускающие как последующую, так и предыдущую жизнь. Софисты, скептики и материалисты отрицали веру в Б.; 3) в переносном смысле: не подверженность смерти, вечная жизнь в историч. или народной памяти.