История и философия науки - стр. 86
5.2. Понятие и структура диалектического метода
Впервые указанные концепции диалектики и диалектического метода сформулировал и обосновал всемирно известный мыслитель, логик, социолог и писатель А. А. Зиновьев, опираясь на работы К. Маркса. Главное положение этой концепции он сформулировал следующим образом: «Диалектика не сводится к учению о бытии. Она возникла и как совокупность приемов исследования, образующих целостный метод познания реальности»[127].
Эти приемы исследования и характеризуют диалектический метод, который А. А. Зиновьев оценивает как «одно из величайших достижений в истории человеческого интеллекта»[128].
Анализ диалектического метода как особой системы познавательных действий и приемов исследования впервые также был начат А. А. Зиновьевым[129], а затем продолжен в ряде публикаций его последователей[130].
Важное значение для дальнейшей разработки концепции диалектического метода, а также диалектики как гносеологии и логики, имело обоснование теоретического положения о том, что для диалектики – в отличие от других наук (формальной логики, психологии, физиологии и др.) – характерен содержательный анализ мышления и познания в целом[131].
5.2.1. Содержательный анализ познания в диалектике
Диалектический анализ познания существенно отличается от изучения познавательной деятельности в других науках.
Главная особенность этого анализа состоит в том, что учитывается влияние на познавательную деятельность содержания познания – тех особенностей изучаемых объектов, которые фиксируются в категориях диалектики. При этом происходит отвлечение от многих других факторов, влияющих на познание.
К числу таких факторов относятся:
– социальные условия функционирования и развития науки и др.;
– физиологическая организация человека (особенности и структура его органов чувств, мозга, нервной системы и т. д.);
– особенности психики исследователя – его памяти, воли, внимания, эмоций и т. д.;
– правила построения языка науки, оперирования высказываниями и терминами;
– особенности приборов, применяемых в научном исследовании и др.
Эти факторы учитываются в других науках, изучающих познание, – социологии познания, физиологии, психологии, формальной логике и др.
Содержательный анализ познания в диалектике на основе учета указанных факторов предусматривает следующее.
1. Прежде всего он предполагает, что знания рассматриваются в отношении их содержания, т. е. какие стороны (параметры, характеристики) изучаемых объектов фиксируются в знаниях. При этом имеются в виду не какие-то частные свойства, присущие отдельным объектам, а такие, которые присущи всем объектам, т. е.