Размер шрифта
-
+

История и философия науки - стр. 36

[28].

В данном учебнике также используется эта концепция. Но в нее вносятся некоторые уточнения и дополнения. Они необходимы, так как важно учитывать наличие двух разных интерпретаций понятия «ценность».

Согласно первой интерпретации, ценности – это объекты, которые объективно имеют важное значение для человека (социальной группы, общества в целом).

• «Ценность (от греч. axios – ценности) – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов»[29].

• «Те явления, действия, которые обладают позитивным значением (для человека, ибо человек – мера всех вещей), являются ценностью»[30].

Вторая интерпретация состоит в том, что под ценностями понимается определенная субъективная оценка человеком значимости, полезности этого явления и соответствующее субъективное отношение к нему.

При этом исходят из того, что такая оценка каких-либо явлений и соответствующее отношение к ним могут быть различными.

– Некоторые явления индивид оценивает негативно, так как, по его мнению, они не имеют для него существенного значения, вызывают негативные эмоциональные реакции и т. д.; поэтому он старается избежать этих явлений.

– В оценке других явлений человек испытывает затруднения или признает их как позитивное, так и негативное значение, а потому в своем отношении к ним он безразличен, индифферентен, нейтрален.

– Но есть и такие социальные явления, которые вызывают у человека положительные эмоциональные реакции, так как он рассматривает их как значимые, важные, полезные, привлекательные и потому оценивает позитивно. Именно такие явления и понимаются как ценности.

• «Ценность – это то, что человек считает значимым лично для себя»[31].

• «Ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала»[32].

Значит, если в основе первого понимания ценностей лежит объективная значимость того или иного явления, то в основе второго – ее субъективная оценка и соответствующее субъективное отношение к данному явлению.

Объективная значимость какого-либо явления и его субъективная оценка могут совпадать друг с другом, если человек позитивно (или негативно) оценивает то явление, значение которого и объективно является таким же. Но возможно и их несовпадение, если человек позитивно оценивает такой объект, который объективно имеет негативное значение, или, наоборот,

Страница 36