История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки - стр. 17
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены, как и права детей: отец мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников и т. п.
Наследование происходило чаще всего не по завещанию, а по закону. Наследовать могли дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, признанные отцом. Закон стремится примирить между собой два требования: а) сохранить за детьми имущество их матери; б) не изымать его при этом из оборота.
22. Законы царя Хаммурапи: преступные деяния
Уголовное право Законника отличается, подобно всем другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину и потому оно должно быть «равным» преступлению. Прямолинейное применение данного принципа исключает установление субъективной стороны действия – умысла, неосторожности, случайности. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо; сыну, оскорбившему отца, отрезали язык; врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют талионом символическим.
Законы Хаммурапи не дают перечня всех деяний, которые признаются преступными. Можно выделить преступления против личности, имущественные, против семьи.
Преступления против личности – неосторожное убийство, различные членовредительства (повреждения глаза, зуба, кости), причинение побоев. Имущественные преступления – кража скота или рабов, грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, считаются прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение, действия, подрывающие отцовскую власть. Государственных преступников или убивают, или ослепляют, или схватывают и кидают в темницу. Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях (это сожжение, утопление, посажение на кол и др.). Существовали и членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка). Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, было возмездие, и это определяло их виды. За некоторые виды преступлений присуждалось изгнание, распространенной мерой были штрафы.