Размер шрифта
-
+

История государства и права зарубежных стран - стр. 65

5.3. Становление и развитие права Древнего Китая

Источники права. Первоначально основными источниками древнекитайского права были нормы обычного права, а также религиозные правила и правила морали. Последние приобрели в Китае особую значимость под воздействием широко распространившегося конфуцианства. Конфуцианская политико-правовая и этико-философская доктрина возникает в Древнем Китае в VI в. до н. э. Основоположником его стал Конфуций (551–479 гг. до н. э.). В соответствии с представлениями конфуцианства источником равновесия и гармонии является соблюдение традиционных установлений и норм морали, общественные отношения должны строиться на почитании старших не только по возрасту, но и по рангу.

Еще с X в. до н. э. в Древнем Китае стали появляться первые писаные законы. В правлении династии Чжоу был составлен так называемый уголовный кодекс, насчитывающий около 3 тыс. статей. Законодательная работа усиливается в V–III вв. до н. э., что связано с деятельностью школы легистов, учение которых исходило из равенства всех людей перед законом и правителем, из необходимости жесткого подчинения дисциплине закона. Закон выступал в концепции легизма высшим регулятором общественных отношений. На рубеже V–IV вв. до н. э. появился один из первых законодательных сводов – «Книга законов царства Вэй», состоявшая из шести глав и регулировавшая преимущественно уголовно-правовые отношения (о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, об орудиях казни и пыток и др.).

В период правления династии Хань проводится большая работа по систематизации законодательства, результатом которой стало принятие свода законов в 193 г. до н. э., состоявшего из законодательных актов умерших правителей и указов царствующего императора.

С III века до н. э. по III в. н. э., в результате слияния идей конфуцианства и легизма, произошло взаимопроникновение и слияние морали и права. Мораль должна была определять поведение человека в обществе, а право с помощью системы наказаний не допускало отклонений от существующих моральных и правовых норм. За счет слияния с легизмом, конфуцианские морально-нравственные установления приобрели формальную определенность и общеобязательность.

В Древнем Китае происходило формирование норм и институтов гражданского права. Прежде всего это касалось вопросов земельной собственности. В ранние периоды развития Китайского государства и права земля считалась собственностью вана. Подданные могли лишь пользоваться ею. В период правления династии Чжоу усилились тенденции к развитию частной собственности и сформировалось само понятие собственности.

Страница 65