Размер шрифта
-
+

История государства и права зарубежных стран - стр. 6

Периодизация истории государства и права зарубежных стран представляет собой эпохи, которые охватывают приблизительно следующие хронологические рамки:

✓ Древнейшая история (палеолитические общества) – около 80—8 тыс. лет назад;

✓ история Древнего мира (ранние земледельческо-скотоводческие цивилизации) – около 8 тыс. лет назад – вторая половина I тыс. н. э.;

✓ Средневековье (поздние земледельческо-скотоводческие цивилизации) – около второй половины первого тыс. н. э. – XVI в.;

✓ Новое время (современные, индустриальные цивилизации) – около XVII в. – по настоящее время.

Каждый из этих периодов является исторической ступенью в развитии государства и права зарубежных стран. Однако необходимо учитывать, что хронологические рамки периодизации весьма условны. Проблемно-хронологический принцип изучения истории государства и права зарубежных стран указывает на то, что многие государства проходят означенные ступени эволюции в различное историческое время. К несовпадению временных и пространственных рамок приводят особенности экономического, социального, государственно-правового, культурного, духовного, ментального развития разных стран мира.

Различные концепции постижения истории государства и права зарубежных стран

Человечество выработало различные подходы к постижению прошлого. Суммируя научные наработки в этой области, можно выделить два основных направления исторического познания, которые применимы и при анализе истории государства и права. Для одного из этих направлений характерно чередование «светлых» и «темных» циклов. Основой другого является представление о необратимом поступательном развитии.

Первое из указанных направлений отражено в циклической модели истории. Ее изложил в своей поэме «Работы и дни» древнегреческий поэт Гесиод (конец VIII – начало VII в. до н. э.). Детальное развитие данная концепция получила в трудах древнегреческого историка Фукидида (471–400 гг. до н. э.), эллинистического историка Полибия (около 201–120 гг. до н. э.), выдающегося древнекитайского историка Сыма Цяня (140—90 гг. до н. э.) и других ученых.

Согласно взглядам Гесиода, человеческая история делится на века – циклы, каждому из которых соответствует определенное поколение людей. Причем понятие «поколение» используется им скорее в широком антропологическом смысле, нежели в его обычной узкой трактовке. Ход истории изображается в поэме как последовательная смена золотого, серебряного, медного, героического и железного веков. Поколениям I и IV в. Гесиод дает положительную характеристику, остальным – отрицательную. Таким образом, его концепция связана с идеей определенного регрессивного чередования, хотя и непоследовательного, «светлых» и «темных» вековых циклов. Более пессимистическую окраску эта модель истории получила в идеологии древних цивилизаций Нового света. Так, в ацтекском «Кодексе Риос» каждое из антропологически обособленных поколений человечества наказывалось за грехи божественной карой: голодом, ураганом, пожаром, потопом. Эти идеи нашли отражение и в Ветхом Завете.

Страница 6