Размер шрифта
-
+

История государства и права зарубежных стран - стр. 37

В царских, храмовых и вельможных хозяйствах трудились многочисленные работники, которые не имели своей земли и жили за счет жалования, выдаваемого им за труд. Работники были объединены в отряды, за которыми следили надсмотрщики. В крупных хозяйствах также трудились ремесленники. Произведенная ими продукция поступала в распоряжение собственника поместья. При этом работающие в поместье работники были лично свободны. Они могли иметь семью и личное имущество и именовались в документах как мерет или хемуу. Работники поместий, помимо всего прочего, должны были выполнять определенные повинности в пользу государства. Они участвовали в строительстве пирамид, дорог, доставляли разнообразные грузы и т. д.

К свободной категории населения относились и общинники, которые именовались хемууни-сут – «царские люди». Будучи лично свободными, они платили подати в государственную казну и выполняли в пользу государства разнообразные повинности.

Особую прослойку населения составляли рабы – бак. Источниками рабства были война, утрата свободы за долги и др. Труд рабов использовался на тех же работах, что и труд работников царских, храмовых и вельможных хозяйств. При этом положение рабов и упомянутых работников отличалось незначительно.

В период Нового царства происходили некоторые изменения в среде господствующей социальной группы. В нее стали проникать люди незнатного происхождения, поступавшие на государственную службу и получавшие за нее от фараона имущество и рабов. Возрастает значение служилой аристократии и командного состава армии, номовой аристократии, жречества.

2.3. Становление и развитие права Древнего Египта

Источники права. Изначально основным источником права был обычай. Затем главную роль в регулировании правовых отношений играли законы фараонов и распоряжения высших чиновников. В качестве источников права могли выступать и судебные решения, приобретая силу своеобразного судебного прецедента.

Законность в Древнем Египте рассматривалась как гармония божественного и земного начал. В связи с этим в качестве источников права почитались жизнеописания богов, священные тексты, надписи на стенах храмов и т. д. Фактически нормы религии в Древнем Египте являлись нормами права.

В процессе формирования норм и институтов гражданского права в Древнем Египте осуществлялось регулирование права собственности на землю. Она могла быть государственной, храмовой, общинной и частной. Земли на праве собственности получали от фараонов чиновники и воины. Значительная часть земельного фонда сосредоточилась в руках жречества. Общинные земли со временем перешли в частную собственность. Земля могла отчуждаться. Изначально сделки с землей совершались представителями знати, однако со временем это право получили даже крестьяне. Движимое имущество (инвентарь, скот, рабы и т. д.) также преимущественно находилось в частной собственности.

Страница 37