Размер шрифта
-
+

История государства и права России - стр. 5

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей – Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда – это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.

Сокращенная Правда сложилась к середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

5. Государственный строй Древнерусского государства. территориальное устройство Киевской Руси. Правовое положение населения Руси

1

Из-за того, что процесс образования классов в Киевской Руси еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна, Киевскую Русь можно охарактеризовать как государство раннефеодального типа. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Таким образом, по форме правления Киевская Русь являлась типичной раннефеодальной монархией. Во главе стоял монарх – киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. В городах власть великого князя киевского осуществляли его наместники, а в сельской местности – волостели.

2

Можно выделить следующие основные признаки раннефеодальной монархии:

• переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

• отсутствие юридической ответственности правителя;

• отсутствие институтов власти и регламентации деятельности совета при князе;

• временный характер представительного органа (вече);

• ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

3

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов, это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной.

Страница 5