История философии
1
Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991. С. 500.
2
Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. М., 1989. Т. 1. С. 302.
3
См.: Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. М., 1981. С. 9, 10.
4
См.: Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. М., 1979. С. 381.
5
Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Гегель. М., 1974. Т. 1. С. 99.
6
См.: Верная, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.П. Вернан. М., 1988. С. 70.
7
См.: Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов М., 1982. С. 7.
8
Назаретян, А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. М., 1997. С. 95.
9
Овчинников, В.Ф. О понятии исторического типа философии / В.Ф. Овчинников // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 173.
10
Степин, В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / В.С. Степин // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 6.
11
Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни в русской философии: конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 303.
12
Соловьев, В.С. Сочинения: в 2 т. / В.С. Соловьев. М., 1988. Т. 2. С. 531.
13
Степин, В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / В.С. Степин // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 7.
14
См.: Философия. Ростов н/Д, 1995. С. 40–43.
15
Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1961. Т. 2. С. 4.
16
См.: Большаков, В.П. Философия: ее смысл, предмет, проблематика / В.П. Большаков. Новгород, 1995. С. 11–16.
17
Гегель. Философия духа / Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 63.
18
Вопрос о времени возникновения древнеиндийских сакральных и философских текстов дискутивен. Здесь и далее их хронология дается по источнику: Hermann, A.L. An Introduction to Indian Thought / A.L. Hermann. Englewood Cliffs. New Jersey, 1976. P. 22, 23.
19
Бхагавад-гита / пер. с санскрита. СПб., 2000. С. 57.
20
Там же. С. 38.
21
Бхагавад-гита / пер. с санскрита. СПб., 2000. С. 27.
22
Там же. С. 20.
23
Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 90.
24
Гусева, Н.Р. Многоликая Индия / Н.Р. Гусева. М., 1980. С. 86.
25
Древнеиндийская философия. Начальный период. С. 132, 134, 144, 145, 246.
26
Там же. С. 89.
27
Там же. С. 90, 91.
28
Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 241.
29
Тагор, Р. Собрание сочинений: в 12 т. / Р. Тагор. М., 1962. Т. 3. С. 209.
30
Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 105.
31
Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода / М. Элиаде. СПб., 1999. С. 65.
32
Bishop, D. Buddhism / D. Bishop // Indian Thought. An Introduction. New York; Toronto, 1975. P. 117.
33
См.: Hiriyana, М. Outlines of Indian Philosophy / M. Hiriyana. London, 1964. P. 148, 149.
34
Дхаммапада // Буддизм: четыре благородных истины. М.; Харьков, 2001. С. 53.
35
Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М., 1983. С. 175.
36
См.: Ганчев, П. Возрождающийся гигант: цивилизация и философия древнего и современного Китая / П. Ганчев. Минск, 2006. С. 271, 272.
37
См.: Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. С. 248.
38
Schwartz, B.I. The World of Thought in Ancient China / B.I. Schwartz. Harward University Press, 1985. P. 56.
* Schwartz, B.I. The World of Thought in Ancient China / B.I. Schwartz. Harward University Press, 1985. P. 60.
39
Встречаются различные варианты русскоязычного перевода названия этого сочинения: «Беседы и суждения», «Суждения и беседы», «Беседы и высказывания».
40
Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 153.
41
Там же. С. 160.
42
Тамже. С. 148.
43
Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 160.
44
Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций. СПб., 2011. С. 5–7.
45
Schwartz, M.L The World of Thought in Ancient China / Б.І. Schwartz. Harward University Press, 1985. P. 192.
46
"Тамже.
47
Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 122.
48
Там же.
49
Там же. С. 129.
50
Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб., 1994. С. 3.
51
Радугин, А.А. Философия / А.А. Радугин. М., 1996. С. 46.
52
См.: Чайковский, Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте / Ю.В. Чайковский // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 164.
53
Панченко, Д.В. Фалес: рождение философии и науки / Д.В. Панченко // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989. С. 35.
54
См.: Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. М., 1981. С. 146.
55
Антология мировой философии. Т. 1.4. 1. С. 292, 293.
56
Мятеш, Т.П. Философия / Т.П. Мятеш. Ростов н/Д., 1995. С. 126.
57
Плюрализм (от лат. pluralia – множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.
58
Монизм (от греч. monos – один) – философское учение, признающее основой всего сущего одно начало (вещество, материю, дух, Бога).
59
Синергетика (от греч. synergetikos – совместное действие) – область междисциплинарных исследований о процессах самоорганизации в открытых системах.
60
Персидские войны и походы персов на Балканский полуостров в 490 и 480–479 гг. до н. э.
61
Tatarkiewicz, W.L. Historia filosofii / W.L. Tatarkiewicz. Warszawa, 1978. T. 1. S. 66.
62
Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. М., 1968. Т. 1. С. 97, 109.
63
См.: Радугин, А.А. Философия / А.А. Радугин. М., 1996. С. 48.
64
См.: Гомперц, Т. Греческие мыслители: в 2 т. / Т. Гомперц. СПб., 1913. Т. 2. С. 110.
65
Платон. Государство. Сочинения: в 3 т. / Платон. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 314.
66
См.: Радугин, А.А. Философия / А.А. Радугин. М., 1996. С. 57.
67
Реале Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. М., 1994. Т. 1. С. 139.
68
Макаров, М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений / М.Г. Макаров. Л., 1982. С. 62.
69
Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 435.
70
См.: Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1985. С. 311.
71
Виндельбанд, В. История философии / В. Виндельбанд. Киев, 1997. С. 221.
72
См.: Бердяев, Н. Смысл истории / Н. Бердяев. М., 1979. С. 9
73
Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. М., 1979. С. 9.
74
Августин. Исповедь / Августин. М., 1992. С. 269, 270.
75
См.: Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. М., 1979. С. 209.
76
Антология мировой философии: в 8 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 789.
77
См.: Реале, Дж. Средневековье / Дж. Реале, Д. Антисери // Западная философия от истоков до наших дней: в 2 т. СПб., 1995. Т. 2. С. 88.
78
Туровский, М.Б. Средневековая философия / М.Б. Туровский // Философские
79
Лобковиц, Н. Христианство и культура / Н. Лобковиц // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 71.
80
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1962–1970. Т. 1. С. 507.
81
См.: Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1961. Т. 20. С. 346.
82
Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М., 1978. С. 135.
83
Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М., 1978. С. 123–129.
84
Кузанский, Н. Избранные философские сочинения / Н. Кузанский. М., 1937. С. 119.
85
Кузанский, Н. Избранные философские сочинения / Н. Кузанский. М., 1937. С. 29.
86
См.: Горфдикель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфдикель. М., 1980. С. 63.
87
Двойная истина – термин, обозначающий учение о разделении философских и богословских истин, по которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.
88
Якимович, А. Четырежды обиженный в поисках самого себя / А. Якимович // Независимая газета. 1992. 16 мая.
89
Там же.
90
Гилозоизм (от греч. hyle – материя и zoe – жизнь) – философская концепция, основным принципом которой является одушевление сущего, доходящее до утверждения о способности всех объектов чувствовать и даже мыслить.
91
Пансихизм (от греч. pan – все и psyche – душа) – идеалистическое философское представление о всеобщей одушевленности природы.
92
Бруно, Дж. О героическом энтузиазме / Дж Бруно. М., 1953. С. 54.
93
См.: Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1991.
94
Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М., 1978. С. 613.
95
Как известно, такие крупные деятели эпохи Возрождения, как Томас Мор (1478–1535) и Томазо Кампанелла (1568–1639), явились авторами знаменитых утопий: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) и «Город Солнца» (1602). Причем Мор дал миру термин «утопия», который впоследствии стал использоваться для обозначения всевозможных проектов и моделей воображаемого идеального общества, страны, государства. Утопии Мора и Кампанеллы были ответной реакцией гуманистической философской мысли на трагические противоречия эпохи Возрождения, в частности, на ужасы «первоначального накопления капитала».
96
См.: Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М., 1978. С. 492.
97
См.: Горфдикель, А.А. Философия эпохи Возрождения / А.А. Горфдикель. М., 1980. С. 345.
98
Традиционное общество характеризуется медленными изменениями во всех сферах человеческой деятельности, глубокой приверженностью к однажды сформировавшимся обычаям и традициям, постоянным воспроизведением сложившихся социальных структур и образа жизни.
99
Более подробную и весьма содержательную характеристику особенностей техногенной цивилизации см.: Степин, B.C. Философия и образы будущего / В.С. Степин // Вопросы философии. 1994. № 6.
100
Лекторский, В.А. Идеалы и реальность гуманизма / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 27.
101
Моисеев, Н.Н. Вернадский и современность / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 6.
102
Веллерстайн, И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменится? / И. Веллерстайн // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 20.
См.: Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М., 1978. С. 68.
103
См.: История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997. С. 52.
104
См.: Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 33.
105
Декарт, Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. М., 1989. Т. 1. С. 255.
106
Гегель, Г. Лекции по истории философии / Г. Гегель // Сочинения: в 14 т. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 257.
107
Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 301.
108
Там же. С. 302.
109
Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 301.
110
Солипсизм (от лат. solus – единственный и ipse – сам) – философское учение, согласно которому реальны только человек и его сознание, а объективный мир существует лишь в сознании индивида.