Размер шрифта
-
+

История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры - стр. 23

Я могу отметить еще один повторяющийся праздник, упомянутый в летописи и также имеющий отношение к доказательству. Речь идет о празднике Сокара, который записан в 67, 91, 200, 361 и 367-й годовых ячейках. Если мы предположим, что праздник, упомянутый в 200-й ячейке, был перенесен, поскольку 199-й год уже был посвящен празднику Уаджет, и станем вести счет с 7-го года правления Менеса, то увидим, что каждое из вышеупомянутых чисел кратно 6. Первое празднование имело место через 6 х 10 лет после года, в котором, как я полагаю, был введен календарь, второе – через 6 х 14 лет после этой даты, третье – через 6 х 32 года, четвертое – через 6 х 59 лет и пятое – через 6 х 60. Таким образом, праздник Сокара мог напоминать о введении календаря, хотя более вероятно, что, подобно другим, его отмечали со времен до воцарения Менеса. Разумеется, вышеизложенные замечания относительно праздников едва ли представляют доказательства, имеющие отношение к дате введения календаря. Однако они демонстрируют точность моей реконструкции летописи, поскольку в противном случае даты праздников нельзя было бы привести в какую-то систему.

Период между Двенадцатой и Восемнадцатой династиями

А теперь давайте вернемся к вопросу о подлинных датах. Я доказал, что Менес взошел на трон в 3407 году до н. э., за 1296 лет до воцарения Двенадцатой династии в 2111 году до н. э., и что падение Двенадцатой династии произошло в 1898 году до н. э. Это случилось за 321 год до основания Восемнадцатой династии в 1576 году до н. э. – факт, разрешающий прежние трудности относительно краткости переходного периода, которые испытывают все, кто считает, что Двенадцатая династия закончилась в 1788 году до н. э., то есть за 208 лет до начала Восемнадцатой династии.

Основание Восемнадцатой династии датируется 1576 годом до н. э., поскольку в папирусе Эберса имеется утверждение, что восход Сириуса произошел в 9-й день 3-го месяца сезона шему на 9-м году царствования Аменофиса I. Как показывают таблицы Нобела, это случилось в 1543 году до н. э. Однако благодаря изменению календаря с «года месяца месори» на «год месяца тот» я могу пролить свет на продолжительность темного периода между Двенадцатой и Восемнадцатой династиями. Датирование восхода Сириуса, согласно папирусу Эберса, 9-м годом царствования Аменофиса I доказывает, что в то время год начинался с месяца тот, как это было в 139 году н. э. и как это было в 1317 году до н. э., когда начался цикл 139 года н. э.

Запись о восходе Сириуса в 28-й день 3-го месяца сезона шему доказывает, что «год месяца тот» использовался в правление фараона Восемнадцатой династии Тутмеса III. Имя царя здесь не упомянуто, но для датировки достаточно того факта, что надпись происходит из храма на Элефанти-не, построенного Тутмесом III. Эта календарная дата соответствует восходу Сириуса 3 июля 1465 года до н. э., то есть приблизительно на 29-м году царствования Тутмеса III. Однако это соответствует действительности только при условии, что использовался «год месяца тот». Однако во времена Двенадцатой династии год начинался с месяца месори. Следовательно, корректирование календаря произошло между Двенадцатой и Восемнадцатой династиями. Даты праздников, собранные Гардинером («Журнал египетского языка», 1907, с. 136), показывают, что последние продолжали отмечаться, несмотря на изменение календаря. Я уже говорил, что изначально день нового года совпадал с периодом, следовавшим сразу после того, как разлив Нила достигал максимальной отметки, то есть 20–21 октября. Таким образом, корректировка, возможно, была сделана, чтобы подвести календарную дату к этому периоду или, другими словами, сделать так, чтобы время наивысшего подъема реки приходилось на пять эпагоменальных дней. Для этого требовалось совпадение, которое случилось около 1767 года до н. э. Возможно, это и была дата, когда произошла смена «года месяца месори» на «год месяца тот». Корректирование было осуществлено за счет сдвига эпагоменальных дней на один месяц. Это составляет 131 год после окончания Двенадцатой династии или 190 лет до начала Восемнадцатой династии, то есть выпадает на период правления гиксосских царей. В математическом папирусе Ринда, который датируется 33-м годом правления четвертого гиксосского царя Апопи, есть несколько кратких записей, добавленных позднее. Одна из них гласит: «Год 11, 1-й месяц, день 3-й, Рождение Сета. Величество этого бога сделало свой голос (услышанным). Рождение Исиды. Небо пролилось дождем». Можно прийти к заключению, что «год 11» – это год правления Ианнаса (Хи-ана), который, вероятно, был преемником Апопи. Рождение Сета всегда отмечалось в третий из эпагоменальных дней, а рождение Исиды – в четвертый. Однако в данном случае обе даты относятся к первому месяцу года. Таким образом, эпагомены были пропущены, хотя писец явно имел дело с календарным годом в 365 дней, а не с храмовым годом в 360 дней, поскольку по храмовому календарю дни рождения этих божеств не отмечались. Поэтому кажется весьма вероятным, что это был тот самый год, когда пять эпагоменальных дней были перенесены. Похоже, писец сделал заметку, поскольку внимания заслуживал тот факт, что в те дни гремел гром и шел дождь, как если бы боги гневались за то, что их дни рождения были перенесены. В 1767 году до н. э. событие произошло бы между 15 и 20 сентября, то есть за месяц до тех же дней в октябре, куда были сдвинуты эпагомены. Дождь и гром в это время года были довольно редки, чтобы заслужить внимание, хотя каждые несколько лет в это время происходила такая гроза.

Страница 23