Размер шрифта
-
+

История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры - стр. 16

Название третьего времени года, шему (по-коптски Sköm), по моему мнению, некогда означало либо «наводнение», либо «лето». Этот сезон длился с середины июня, когда начинается подъем Нила, до середины октября, когда разлив достигает своего максимального уровня и начинает спадать. Природный сезон продолжительностью четыре месяца длился, следовательно, с начала паводка до начала падения уровня воды. Вместе с двумя сезонами урожаев этот период делил год на три равные части.

Таким образом, календарь представлялся основанным на природных условиях жизни в Верхнем Египте, оказывавших влияние на сельское население. Это был крестьянский календарь. Каждый год заканчивался в октябре после достижения наивысшей точки разлива и начинался вполне естественно с падения уровня Нила, которое предвещало сеяние зерна. Это является осмыслением не понятого прежде факта, который решает проблему в целом.

Я считаю весьма вероятным, что древний коптский праздник Лилат эль-Нукта, то есть «Ночь Слезы», который отмечается в 11-й день месяца пайни (с 17 на 18 июня), некогда был связан с началом сезона шему, который заканчивался, соответственно, спустя четыре месяца, или 120 дней, то есть 15–16 октября. Этот праздник в древние времена также назывался

, «Ночь Слезы». Я считаю, что раздел под каждой годовой ячейкой в летописи, где записывалась высота подъема Нила, на самом деле представляет собой период добавленных пяти дней, с 15–16 по 20–21 октября. Иными словами, в эти дни объявляли об уровне подъема Нила, и это было последним событием года. Подтвердить эти сезонные даты помогает знаменитый Канопский декрет. Он был издан в 238 году до н. э. и провозглашал, что во избежание отставания календаря от времен года каждые четыре года к 365 дням должен добавляться еще один день (соответствующий дополнительному дню в нашем високосном году). Так случилось, что в 238 году до н. э. календарный год начался 17 октября. Таким образом, это было самое подходящее время для издания подобного декрета, поскольку первый день нового года находился более или менее на своем изначально правильном месте. Ученые мужи того времени, естественно, желали, чтобы он всегда оставался на своем месте, и поэтому добавляли дополнительный день каждые четыре года. Неоспорим и тот факт, что вскоре от этого плана отклонились, возможно из-за религиозного консерватизма.

Как я уже сказал, потеря одного дня каждые четыре года всегда заставляла календарь отставать от реальных сезонов, и к своему правильному месту он вновь возвращался только раз в 1460 лет. Благодаря нескольким очень важным и полезным диаграммам, опубликованным господином Э.Б. Нобелем в издании Historic Studies («Исторические исследования») под редакцией Питри, можно с первого взгляда увидеть даты, в которых сезоны этого календаря соответствовали реальным временам года. Мы обнаружим, что если, как я считаю, старый год заканчивался 15–16 октября, а новый начинался пятью днями позже, то есть 20–21 октября, то изначально празднование дня нового года должно было быть установлено в течение года или двух от 3400 года до н. э. Как показывают таблицы Нобела, тогда первый день первого месяца первого сезона (ахет) совпадал с 20–21 октября, когда уровень Нила понижался. Начало второго сезона (перет) приходилось на 17–18 февраля, сразу после сбора первого урожая. Начало третьего сезона (шему), или «наводнения», соответствовало 17–18 июня – дате, которая ныне отмечается как «Ночь Слезы», то есть ночь, во время которой волшебная слеза, вызывающая подъем воды, упала в Нил.

Страница 16