Размер шрифта
-
+

История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс - стр. 6

• принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;

• Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с котороми значительно расширились;

• принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, присылаемый константинопольским патриархом; Русь делилась на церковные округа, которые возглавляли епископы, им подчинялись священники (белое духовенство) в городах и селах. В монастырях монахи (черное духовенство) жили в трудах и молитвах. Церковный устав предоставлял церкви широкие права.

В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.

После смерти Владимира I один из его сыновей Ярослав, впоследствии получивший прозвище Мудрый (1019–1054), победил в междоусобице Свято-полка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба.

Под руководством Ярослава были окончательно разбиты печенеги, возведены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, при них открылись школы, основан Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление письменного свода законов Правда Ярослава. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона – русского по происхождению.

Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125). В 1097 г. он выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече, на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Время княжения Владимира и его сына Мстислава (1125–1132) стало временем восстановления Древнерусского государства.

Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям».

В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

«Русская Правда». Категории населения. В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив социальное

Страница 6