Размер шрифта
-
+

История Древнего Востока - стр. 5

Но когда готовые технологии Плодородной дуги были применены представителями гармонических обществ в исключительно высокоурожайных долинах Двуречья и Нила, выросла плотность населения, начала применяться медь, тогда-то и возникли там богатые государства со сложной социальной структурой. Сами их жители посчитали это делом соответствующих языческих богов, однако в конечном счете они во многом обожествляли собственное общество. Так из гармонических возникли техногенные общества. Это характерно в то время именно для двух вышеназванных регионов: Двуречья и Египта.

Зачем науке такое деление? Какие еще характеристики прилагаются к обществам, по каким критериям общества еще делятся? Все ли гармонические общества – христианские (и наоборот)? Всегда ли они существовали? Какая часть обществ мира была гармонической? Переходят ли одни типы обществ в другие? Одинаково ли интенсивно проявляются соответствующие качества на всем протяжении жизни техногенного общества, или есть «гармонические» отрезки истории (Китай, Индия)? На эти вопросы автор попытается, опираясь на труды своих предшественников, начиная с А. С. Хомякова, кратко ответить в ходе изложения. Но о главном различии двух типов обществ надо сказать сразу.

Основное – это отношение к созданному Богом миру: или – в гармонических обществах – жизнь в нем в соответствии с условиями, в которых данное общество оказалось в начале своего существования (а все человеческие сообщества – народы – преходящи, хотя некоторые существуют по три с лишним тысячи лет), с постепенным развитием социальных структур и хозяйственных технологий. Цель – «нормальная» жизнь с упованием на милость богов, которые заведуют всем. Присущая людям гордыня здесь ограничена упованием на то, что «бог все управит», причем бог высоко, он над всем, а «деталями» занимаются жрецы, низшие божества, предки и т. п.; или – в техногенных обществах – напряженное и активное преобразование «своей» части мира с помощью всем занимающихся богов и целенаправленной государственной политики, постоянно освящаемой свыше, с «повышенным вниманием» к усовершенствованию социальных структур и хозяйственных технологий. Цель здесь – высокая производительность и социальный комфорт для значительной части жителей центральных районов государства. Богов больше, чем в гармонических обществах, заставляют участвовать в практической деятельности людей, их роль «снижена», обожествлены социальные и хозяйственные функции (бог… кирпича, например).

Потомки Авраама, древние израильтяне с Моисеем, когда они стали народом, относятся к народам гармоническим. Что касается язычников, то в древности у них существовали два типа обществ и имелись два типа языческих божеств.

Страница 5