История Древнего Востока - стр. 17
На какие процессы повлияло распространение металлических орудий? Прежде всего на обработку дерева; ремесло столяра и плотника становится массовым, абсолютно простым и высокопроизводительным. Деревянные конструкции и орудия труда, средства передвижения и т. д. стали распространяться и быстро совершенствоваться только при наличии столярного металлического инструмента. Как следствие, активно развиваются хозяйство и быт. Спрос на металлические орудия привел к тому, что люди, живущие близ рудных месторождений, выплавляли металл, быстро и в больших количествах снабжая им в первую очередь техногенные общества. В долинах Двуречья, а позднее и Нила именно сочетание технических приемов земледелия, прежде всего ирригации, заимствованных с Плодородной дуги, и вывезенного оттуда металла и приемов его обработки обусловило быстрое техническое развитие.
4.1. Открытие металла. Что можно сказать о формировании цивилизации Двуречья?
Начало ее созданию положило население, условно называемое в науке прототигридами, или, по специфике дошедших от их языка слов, народом носителей «бананового» языка. В действительности об этих людях известно крайне мало, так как письменностью они еще не пользовались (письменность в Месопотамии с самого начала появления была связана именно с шумерским языком). Лексика их языка сохранилась лишь в шумерских текстах, и без того сложных для понимания для современных исследователей (некоторые ученые считают, что и для древних читателей не в меньшей степени). Выделяется и другой субстратный народ – протоевфратцы, о которых известно еще меньше. Последние двигались в сторону Нижней Месопотамии вдоль Евфрата, говорили на каком-то своем языке.
Сейчас широко распространено мнение о том, что именно прототигриды создали принципы сосуществования человека с природной средой долин Нижней Месопотамии, которые в дальнейшем восприняли шумеры. Возможно, именно с прототигридами следует связывать Убейдскую археологическую культуру, носители которой заселили большую часть Южной Месопотамии, дойдя до самого Персидского залива и построив там древнейший портовый город Эреду. Большинство лексики, связанной с технологиями (например, «кузнец», «гончар» и т. п.), пришло в шумерский из прототигридского субстрата.
Создана же цивилизация Двуречья была (во многом на основе достижений прототигридов) очень интересным народом – шумерами. Откуда взялись шумеры – неизвестно, куда делись – понятно (были ассимилированы семитами); однако они успели создать чрезвычайно сложную и громоздкую техногенную цивилизацию, на порядок сложнее, чем любая другая на протяжении предшествующих пяти тысяч лет. В Двуречье появляются небольшие каналы (для строительства больших каналов человек еще технически не созрел), локальные ирригационные системы, растет плотность населения, формируется базовая для шумерской и последующей культуры всей Месопотамии идея храма – административного центра государства – «социогенной» единицы в данном районе. Организация населения вокруг храма как административного центра общества и моноцентризм сакральной жизни (но не монотеизм) – характерная черта техногенных обществ Передней Азии – складываются уже во второй половине 6-го тыс. до Р.Х. Причем происходит это одновременно с созданием пока примитивных, но достаточно массовых ирригационных систем, т. е. систем «преобразования» природы. Но на дуге 4-го тыс. до Р.Х. не было этого сочетания: ирригация, металл, высокая производительность труда, высокая плотность однородного населения и сложная социальная структура. Идея доминирующего над всем храмового комплекса в Двуречье пока не возникла, хотя население уже тогда склонно было в очень большой степени отождествлять свою земную социальную структуру со структурой Неба. Именно в это время и появляется идея бога-царя.