История Древнего Востока - стр. 10
2.2. Население. Жители занимались земледелием, ремеслами, торговлей, обслуживанием (слуги); весьма необычной для нас была их духовная жизнь. Именно в Иерихоне возник существовавший тысячелетиями и оказавший влияние на многие соседние народы (и спонтанно возникавший у других народов) обычай не расставаться с покойниками после смерти – усопший (его скелет или отдельные части тела) оставался внутри дома. Раскопки выявили целые серии черепов покойников-родственников, которые хоронились внутри домов. Такой своеобразный, нечасто встречающийся сейчас обычай достаточно широко распространился тогда вокруг Иерихона под бесспорным влиянием этого города и его религиозных традиций. Своеобразный обряд создал особое искусство, которое «ничуть не хуже», с современной точки зрения, искусства древних египтян или даже греков архаического периода. В маленьком Иерихоне жили высококвалифицированные скульпторы, которые по черепу покойника при помощи гипса воссоздавали лицо этого человека, причем все скульптуры не похожи друг на друга и полностью соответствуют нашим представлениям о том, как должен выглядеть человек; это очень тонкая, индивидуальная работа. Перед нами культ предков, одно из доминировавших у многих народов верований; и в настоящее время миллиарда полтора людей в качестве основного имеют сходный культ. Это китайцы, народы Юго-Восточной Азии, японцы, корейцы; на работе и в обществе они буддисты, конфуцианцы, христиане (временами и атеисты), дома же практикуют по преимуществу культ предков (до недавнего времени все вместе – государственный императорский культ предков императора). Преобладал он долгое время и у древних египтян, очень был развит у римлян, они тоже хранили дома изображения предков. К предкам обращались в ситуациях, когда христианин идет в храм, молится, исповедуется.
2.3. Культ предков. Храмы. В городе имелись храмы, не связанные с предками семьи, и не один. Это храмы для группы семей, божества в них, скорее всего, были одни и те же. В ранних обществах, которые все гармонические, да и в большинстве поздних гармонических обществ, в отличие от ранних техногенных, храм никогда не становился физическим и социальным центром поселений: святилищ было достаточно много. В техногенных же обществах храм быстро присваивал себе экономические, административные (и порой военные) функции, нередко формируя некое микрогосударство, строившееся на основе храмовой организации. В гармоническом обществе древней Святой Земли (хотя и состоявшем, скорее всего, из людей, считавших себя потомками