Размер шрифта
-
+

История Беларуси в контексте европейской цивилизации - стр. 64

(1882–1937), написавший более 40 пьес.

Белорусскую народную песню в начале ХХ в. изучала и пропагандировала Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете, созданная Н. Янчуком. Известными популяризаторами белорусской народной музыки были Л. Роговской, А. Гриневич, Н. Чуркин. Бурное развитие национально-культурной жизни во второй половине XIX— начале ХХ в. привело к тому, что белорусская культура оказала огромное воздействие на формирование национального самосознания.

Глава 3. Государственные образования на белорусских землях в IX – XVIII вв.

3.1.Становление ранних государственных образований на белорусских землях

3.1.1. Европа в Средневековье

Главными процессами в средневековом периоде европейской истории (V–XV вв.), которые определили его характерные черты и особенности, были становление и расцвет феодальной системы. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основном их границы, были заложены этнокультурные особенности будущих наций. В различных областях Европы феодальные отношения складывались неравномерно. Единый для всего континента по своей сущности процесс генезиса феодализма в каждом регионе имел свои особенности. Для Восточной Европы средневековье – это прежде всего период формирования феодализма, расцвет которого пришелся уже на Новое время. Установление фео дальных отношений в Европе шло двумя путями: синтезным и бессинтезным. Для первого пути развития свойственно соединение германских родоплеменных и поздне-римских рабовладельческих отношений. Этот путь проявился на тех территориях Западной Римской империи, которые были захвачены германскими племенами. Второй путь сложился в странах, где влияние римских рабовладельческих отношений было незначительным или вообще отсутствовало. Основанный на родоплеменных отношениях бессинтезный феодализм развивался медленно; он и был характерен для белорусских земель.

Феодализм, представлявший собой систему экономических, политических и духовных отношений, имел присущие ему независимо от временных и региональных особенностей определенные черты. Феодализм – это прежде всего система личных связей, основанная на принципе сословных гарантий и привилеев, иерархически объединяющая членов высшего общества. Она получила название вассалитета. Во главе феодальной иерархии (первая ступень) стоял король (верховный сюзерен), являвшийся часто лишь номинальным главой государства. На второй иерархической ступени феодализма находились непосредственные вассалы короля (крупные феодалы – герцоги, графы), имевшие различный состав прав. Подчинение таких феодалов королю часто было только формальным. На третьей ступени стояли вассалы крупных феодалов – бароны, еще ниже располагались их вассалы – рыцари. Отношения вассалитета выстраивались при получении земли. Человек, которому был пожалована земля, становился вассалом, а тот, кто ее давал – сеньором. Крестьяне как непосредственные производители имели надел земли, орудия труда, но они не являлись собственниками земли, а были лишь ее держателями на различных условиях. Таким образом, крестьяне стояли за пределами феодальной лестницы. Среди крестьян по статусу выделяются две группы. Первая группа – лично свободные крестьяне, которе могли уйти от хозяина, продать надел или сдать в аренду. Вторая группа крестьян – это лично зависимые, не имевшие свободы передвижения.

Страница 64