История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г.
1
Вторая цивилизационная революция связана с промышленным переворотом, научно-технической революцией и созданием индустриального общества (XVII–XX вв.), третья цивилизационная революция – с информационно-технологическим переворотом в производственном хозяйстве и созданием постиндустриального общества (последняя четверть XX в. – наше время).
2
Норманны (от сканд. northman – северный человек) – скандинавы, участники торгово-грабительских и завоевательных походов в Европе в конце VIII – середине XI в. У восточных славян они назывались варягами, в самой Скандинавии – викингами.
3
Друцк (летописный Дрюжеск, Друтеск, Друческ) – древний город Полоцкой земли, центр удельного Друцкого княжества. Возник в верховьях Друти (правый приток Днепра) в начале волока одного из ответвлений двинского пути «из варяг в греки». Впервые упоминается в летописях под 1092 г. В середине XIII в. отошел к Великому Княжеству Литовскому. Причина гибели Друцка не выяснена. Возможно, город погиб при осаде от пожара в конце XV – начале XVI в. и не восстанавливался.
4
Стрежев – центр удельного княжества Полоцкой земли. Впервые упоминается в летописях под 1127–1128 гг. Местонахождение его еще не определено. Одни историки и археологи (Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров и др.) отождествляют древний Стрежев с городским поселком Стрешин в Жлобинском районе (во времена Киевской Руси размещался далеко от южной границы Полоцкого княжества, что ставит под сомнение существование там летописного Стрежева). Другие ученые считают, что Стрежев существовал на месте деревни Стрижева Бешенковичского района. Однако остатки укрепленного поселения времен Киевской Руси там не найдены.
5
Городец – древний город Полоцкой земли. Упоминается в Ипатьевской летописи под 1162 г. Из летописи видно, что Городец был хорошо укрепленным городом, центром удельного княжества, размещался в лесах на запад от Минска. Его отождествляли с Городеей (Несвижский район), Городком около Витебска, Семковым Городком и Острошицким Городком под Минском, Городцом между Лепелем и Чешниками, Городком около Молодечно. Однако, как утверждают ученые-археологи, в названных пунктах не найдены остатки древнего города.
6
Неф – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн или столпов.
7
Апсида – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах апсида – алтарный выступ.
8
Базилика – один из главных типов христианского храма, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столпов на продольные части (нефы).
9
Эпоха Возрождения (Ренессанса) (XIV в. – для Италии, конец XVI – начало XVII в. – для Восточной Европы) была вызвана ломкой старых феодальных отношений и зарождением новых, капиталистических, усилением буржуазной прослойки общества, повышением роли городов, быстрым развитием новой, буржуазной по своей сути идеологии. В противовес господствовавшей до этого феодально-церковной культуре создается светская, гуманистическая культура, церковь подвергается критике, пересматриваются бывшие религиозные учения, складываются условия для создания наций, пробуждается патриотизм, происходит интенсивное становление и развитие национальных языков и культур. Это было время великих путешествий и географических открытий, научных изобретений, широкого распространения книгопечатания, бурного развития искусства, резких столкновений в области идеологии и крупных антифеодальных выступлений. В те времена гремела слава великих путешественников Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, создавали свои шедевры художники Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Европа узнала имена выдающихся мыслителей Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Франсуа Рабле, Никколо Макиавелли, Николая Коперника, Миколы Гусовского и др.
10
Изобретение книгопечатания в середине XV в. является одним из великих достижений человеческой цивилизации. Изобретателем печатного станка и наборного шрифта, «отцом» книгоиздания является Иоганн Гутенберг.
11
С конца XVI до середины XVIII в. в европейском искусстве на основе позднего Возрождения возникает стиль барокко (от ит. barocco – буквально вычурный, странный или порт. baroccа – жемчужина странной формы). Художественными принципами барокко были динамичность композиции, контрасты масштабов, ритмов, материалов, светотеневые и цветовые эффекты, стремление создать иллюзию безграничного пространства.