История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г. - стр. 93
Реформация привела к появлению нового направления в христианстве – протестантизма, который объединяет ряд самостоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, баптистов, адвентистов и др. Эти церкви и секты несколько отличаются культом и организацией, но связаны общностью происхождения и догматики. Основные положения протестантизма были сформулированы его основателями М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли.
Основными реформационными течениями в Великом Княжестве Литовском были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вторая половина XVI в. – середина XVII в. Наибольшее распространение тут получил кальвинизм, доктрина которого импонировала шляхте. Широкие народные массы безразлично относились к Реформации, поэтому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе.
Активную реформационную деятельность в Беларуси развернул крупный магнат, виленский воевода, канцлер Николай Радзивилл Черный. Только в своих владениях он закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные католические часовенки и кресты и открыл 134 кальвинистские общины. Под покровительством Н. Радзивилла были организованы протестантские общины в Несвиже, Клецке, Ивье, Орше и других местах. Вокруг кальвинистских общин собирались ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. К 60-м гг. XVI в. в кальвинизм перешла большая часть белорусских магнатов и значительная часть шляхты.
В 1562–1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, приверженцы которого получили название антитринитарии или Орионе (от имени святого Ария, жившего в IV в. до н. э. в Александрии и отрицавшего триединство Бога). Ариане делились на два течения: крестьянско-плебейское и шляхетско-бюргерское. Представители первого выступали за отмену крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических основах, где нет частной собственности, где труд является обязанностью каждого человека, где нет войн и насилия. Представители шляхетско-бюргерского течения защищали феодальную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно-классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели, просветители, гуманисты Сымон Будный и Василий Тяпинский.
Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения антитринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-е гг. XVI в. Фауст Социн, по имени которого стало называться реформационное движение в XVII в. –