Истории драматургии театра кукол - стр. 43
Хорошо известно, что Вольтер был страстным поклонником театра кукол. Вот что писала об этом его современница мадам де Графиньи: «Сегодня, как и вчера, я побывала в театре марионеток. Они заставили меня смеяться так, что я чуть не умерла от смеха. Играли “Блудного сына”. Вольтер сказал, что ему было завидно. Поверишь ли? Сам Вольтер считает, что это хорошо. Я была у него сегодня. Как чудесно! Мы поговорили с ним об этом с точки зрения философии и пришли к заключению, что там было над чем посмеяться»[114].
Вольтер любил не только смотреть кукольные представления, но и принимал в них участие. В 1746 г., будучи зрителем домашнего спектакля, он по ходу действия взял в руки Полишинеля и произнес от его имени импровизированное приветствие. Куклы были частыми гостями в замке Сиресюр Блаз на границе Лотарингии и Шампани, где Вольтер жил, покинув Париж после сожжения его «Философских писем». Здесь он писал кукольные пьесы для детей мадам Шатле, а также произведения для своего театра кукол – «Завистник» и «Блудный сын».
Среди пьес Вольтера особое значение для нас имеет комедия в трех действиях «Мадемуазель де ля Кошоньер, или Я хочу замуж». Это стилистически отточенное, лаконичное драматургическое произведение, созданное человеком, прекрасно понимавшим возможности и законы кукольной драматургии. Смешной, комический сюжет, вызывающий у современного читателя ассоциации и с «Ревизором», и с «Женитьбой», и со сценами из классических русских водевилей, и со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах». Действие комедии начинается в деревенской гостинице, где Шевалье (младший брат графа де Бурсуфля) и его слуга томятся от голода и безденежья:
«При поднятии занавеса оба сидят: один – справа, другой – слева.
ШЕВАЛЬЕ (сидит слева у стола). Паскен, куда ты собрался?
ПАСКЕН (направляясь вглубь сцены). Иду топиться, сударь.
ШЕВАЛЬЕ (поднимаясь с места). Подожди меня. Знаешь ли ты на свете человека более несчастного, чем твой господин?
ПАСКЕН (возвращаясь). О, да, сударь, я знаю человека, который, бесспорно, еще более несчастен.
ШЕВАЛЬЕ. Кто же это?
ПАСКЕН. Ваш слуга, сударь, злополучный Паскен.
ШЕВАЛЬЕ. А знаешь ли ты большего глупца?
ПАСКЕН. Конечно, знаю.
ШЕВАЛЬЕ. Кто же это, мучитель, кто?
ПАСКЕН. Это дурак Паскен, который служит у такого господина.
ШЕВАЛЬЕ. Наглец!
ПАСКЕН. У господина, не имеющего ни гроша за душой.
ШЕВАЛЬЕ. Я должен наложить на себя руки.
ПАСКЕН. Лучше живите, чтобы уплатить мне жалованье.
ШЕВАЛЬЕ. Я растратил все состояние, служа королю.
ПАСКЕН. Скажите лучше: служа своим любовницам, своим причудам, своим сумасбродствам. Никогда не растратишь состояния, выполняя только свой долг. Вы разорены – значит, вы мот, несчастны – значит, опрометчивы, отсюда мораль…