Историческая реконструкция восточных славян - стр. 2
При изучении культуры и быта славян ученые опираются на археологические находки и записи в документах южных и восточных соседей наших предков. Так как письменность у славян появилась лишь около 863 года, приходится доверять этим имеющимся источникам. Упоминания о некоторых племенах, сходных со славянами или находящихся на их территории, можно найти у греческого историка Геродота (V век до нашей эры). Некоторые свидетельства о народе венедов, жившем между сарматами и германцами, принадлежат римским авторам I–II веков нашей эры – Гаю Плинию Секунду и Гаю Корнелию Тациту. Славяне хорошо известны византийским хронистам V–VI веков, в частности Прокопию Кесарийскому и Приску Панийскому, в записях которых фигурируют под именем антов и склавин. Хотя и эти описания, конечно, не так прозрачны и понятны, как хотелось бы. С течением времени славяне все чаще упоминаются в источниках соседей, постепенно выходя на мировую политическую арену. Константин Багрянородный, византийский император начала X века, более подробно описал в литературных трудах славян и Киевскую Русь. Благодаря подобным источникам историки могут судить о развитии славян.
Наш древнерусский помощник в изучении прошлого – летописный свод «Повесть временных лет». Это один из величайших памятников древнерусской литературы и ценнейший источник для изучения наследия предков, ведь писалась летопись не где-нибудь за морем, а на славянских землях. Она была составлена монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря в начале XII века. Повесть описывает происхождение славян, их расселение по Днепру, контакты с иными племенами, призвание варягов, образование восточнославянского государства – Киевской Руси и его князей. Несмотря на некоторую легендарность, Повесть остается единственным ранним сводом сказаний о древнерусской истории. По ней можно проследить основные политические и социальные изменения в жизни восточных славян в IX–XI веках.
Среди многих ценных летописных упоминаний особую роль играет повествование о призвании варягов во главе с Рюриком на княжение в Новгород. От этого и последующих событий ведет отсчет древнерусская государственность – явление огромной важности в нашей истории. В дальнейшем потомки и сподвижники Рюрика направились на юг. Итогом этих перемещений стало создание древнерусского государства – Киевской Руси. Термин «Киевская Русь» принят в научной литературе для удобства обозначения территорий, подвластных князю киевскому. Мы также будем пользоваться этим термином. С конца IX века Киевская Русь – это объединение восточнославянских племен под единой правящей рукой. Киевская Русь не была государством в привычном для нас понимании, в ней только-только начинали происходить общественные процессы, инициированные правящими верхами. Однако формирование политической системы, социальные и экономические преобразования однозначно вели к возникновению единой мощной державы. Современная реконструкция пристально рассматривает этот период, и именно он является основным направлением или нижним временным порогом большого количества клубов.