Размер шрифта
-
+

Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной - стр. 1

© Сретенский монастырь, 2022

К читателю

Цель нашей духовной жизни – реальное и живое общение с Богом и соединение с Ним. Достигается это молитвой и исполнением Божественных заповедей.

В настоящем сборнике собраны наставления и поучения святителя Игнатия (Брянчанинова; 1807–1867) о молитве. Любовь к молитве определяется нашей любовью к Богу. Душа, любящая Господа, пишет святитель Игнатий, «непрестанно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, имеет в уме и на устах»[1].

В предложенных читателю творениях указаны пути к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы. Этому учит святитель не только своими аскетическими опытами, проникнутыми духом святоотеческого богословия, но и подвигом своей святой жизни. Об этом мы знаем от близких его учеников, издавших в 1881 году «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова»: «Он любил посещать церковь, а дома имел обыкновение молиться часто в течение дня, не ограничиваясь установленным временем утром и вечером. Молитва его не походила на урочное вычитывание, часто торопливое и машинальное, что так обыкновенно у детей. Он приучался к внимательной молитве, которая начинается с благоговейного предстояния и неспешного произношения слов молитвенных, и так преуспевал в ней, что еще в детстве наслаждался ее благодатными плодами. Учась молиться внимательно, он с благоговением относился ко всему священному, внушая это благоговение и прочим своим братьям и сестрам. Евангелие всегда читал с умилением, размышляя о читанном»[2].

Когда святитель Игнатий на шестнадцатом году жизни оставил родительский дом и, исполняя волю отца, поступил в Петербурге в Главное инженерное училище, у него бóльшую часть времени занимала учеба. Однако он стал внимательно и непрестанно творить молитву внутреннюю. Не оставлял ее даже во сне: «Бывало, с вечера, – рассказывал он впоследствии о себе, – ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не изменяя положения, не прерывая молитв, встанешь утром идти на службу, в классы»[3]. Умную и сердечную молитву святитель Игнатий творил до конца жизни.

Постоянное пребывание в молитвенном состоянии не является лишь уделом святых и подвижников благочестия. Всем нам дана заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин изъясняет эту заповедь: «Чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, придет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостию прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитеся»[4].

Чтобы исполнить эту заповедь, святитель Игнатий советует постоянно творить какую-либо краткую молитву[5]. «Непрестанною молитвою, – пишет святитель Игнатий, – уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь»[6].

В проповеди в Неделю жен-мироносиц святитель Игнатий призывал отречься от жертвы греху и на эту цену купить миро – благое произволение. «Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжавает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения»[7].

Таким проповедником воскресения был святитель Игнатий. Господь призвал его к вечной блаженной жизни 30 апреля / 13 мая 1867 года, в пасхальную Неделю святых жен-мироносиц.

Архимандрит Иов (Гумеров)

О молитве

Статья I

Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться.

Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Страница 1