Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях - стр. 8
(греч. analysis – расчленение) – суждение, истинность которого устанавливается без обращения к действительности посредством логико-семантического анализа их компонентов.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ИСТИНА (греч. synthesis – соединение) – суждение, истинность которого устанавливается только в процессе его сопоставления с той реальностью, о которой оно говорят.
1.6. Пути познания истины
Познание (древ.-рус. по + знань – знание) – высшая форма отражения объективной действительности, в процессе которого раскрываются закономерности мира и приобретаются истинные знания; совокупность процессов, процедур и методов умственной деятельности, результатом которой является знание и понимание сущности явлений объективного и субъективного мира (236). Цель П. – раскрытие истины, адекватное понимание сути явлений, обнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, законов и закономерностей, формирование научных теорий, применение полученных знаний в практической деятельности. П. направлено на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта и объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (2; 12; 54; 63; 67).
– «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (Ленин. 133, с. 177).
– «реальное выхождение познающего из себя или, – что то же, – реальное вхождение познаваемого в познающего, – реальное единение познающего и познаваемого» (Флоренский. 245, с. 73).
Пути познания истины представлены на рисунке 4.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (лат. irrationalis – неразумный) – познание, выходящее за пределы разума, неподвластное рациональному осмыслению, противоречащее формальной логике и нарушающее её законы (111). И. п. истины осуществляется религией и мистикой.
РЕЛИГИЯ (лат. religare – связь, соединение) – чувственное переживание, жизненный опыт, мировоззрение, поведение и деятельность человека, основанные на вере в существование трансцендентного мира, его творца и возможную связь с ним.
ВЕРА (древ.-рус. веди – ведать, веди + Ра – свет, сияние) – безоговорочное, непоколебимое состояние сознания, принимающего определённое положение, которое не может быть рационально проверено и доказано; активное состояние внутренней духовной жизни, при помощи которого человек входит в непосредственное общение с абсолютной высшей реальностью, делающего его способным постигнуть истину; «сложная, интегральная, синтетическая способность ума, чувства и воли (в триединой гармонии всех этих духовных сил человека), направленная на познание того, что не доступно интеллекту» (Осипов. 167).