Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях - стр. 35
4.1. Методологические направления
Со времён возникновения философии в рассмотрении проблемы истины и правды обозначились несколько методологических направлений, имеющих определённые вариации, некоторым образом сочетающиеся между собой, но крайние положения которых исключают друг друга.
Методологическое направление – теоретико-мировоззренческая установка, которой руководствуется исследователь в процессе познания при описании изучаемого объекта. К основным М. н. относятся реализм, идеализм, номинализм, рационализм, иррационализм, эмпиризм (207; 209; 277; 278).
РЕАЛИЗМ (лат. realis – вещественный, действительный) – направление, постулирующее существование независимой от сознания реальности, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта. Целью научных теорий, согласно Р., является открытие истины, а движущей силой научного прогресса – приближение к истине.
ИДЕАЛИЗМ (греч. idea – идея) – направление, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое первичны и основоположны, а материя, физическое, природа – вторичны, производны, зависимы, обусловлены.
НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen – имя, наименование) – направление, отрицающее онтологическое значение универсалий и утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
Универсалии (лат. universalis – общий) – общие понятия и предметы понятийных знаний, имеющие только свойства, общие данному классу предметов и имеющие существование, не зависимое от конкретных вещей, например, «дом вообще», наряду с «конкретным домом».
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis – разумный) – направление, признающее разум основой познания, поведения и деятельности людей.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный) – направление, ограничивающее или отрицающее решающую роль разума в познании и выдвигающее на первый план бессознательные психические способности человека, проявляемых в инстинктах, воображении, чувствах, интуиции.
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnostos – недоступный познанию) – направление, отрицающее принципиальную возможность познания объективного мира, выявление его сущности, закономерностей и постижения объективной истины.
4.2. Аспекты истины
Аспект (лат. aspectus – вид, взгляд) – одна из сторон рассматриваемого объекта; точка зрения, с которой рассматривается