Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях - стр. 2
Фёдор Михайлович Достоевский
1.1. Происхождение слова
Слово истина происходит от древнерусских слов истъ, истый, истный, означающими настоящее, подлинное, сущее, в отличие от мнимого, реально не существующего. Истовый – истинный, должный, надлежащий. Истота – естество, сущность предмета и производного от него – существование. Это даёт основание утверждать о тождественности понятия «истина» и «существование» (13; 122; 205; 208; 221; 260).
Сущее (древ.-рус. сущий – существующий, пребывающий) – совокупность многообразных проявлений материальных и духовных объектов, причинно-следственных связей и условий, открывающихся человеку в представлении; любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.
Бытие (древ.-рус. быти – быть, существовать) – понятие, обозначающее независимое от сознания субъекта существование объективного мира, природы, процесса материальной и духовной жизни людей (196). Основными формами Б. являются: материальное Б.; идеальное Б.; личностное Б.; социальное Б. Производными от категории Б., представляющими собой его различные аспекты, являются понятия «сущность», «существование», «действительность».
Сущность – самое главное в ч.-л.; совокупность таких свойств объекта, без которых он не может существовать и которые определяют все остальные его свойства; внутренняя основа и содержание предмета, явления, процесса, определяющих их глубинные связи и отношения в единстве всех многообразных и противоречивых форм и свойств.
Существование – наличие к.-л. или ч.-л. в действительности, в факте появления и проявления себя во вне. Понятие С. обычно употребляется для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Диалектика как теория и метод познания рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе.
Действительность – совокупность материальных, природных, общественных, культурных, психических и духовных явлений, содержащих в себе собственную сущность, закономерность и результаты своего развития; «всё, на что мы наталкиваемся, с чем мы встречаемся в окружающей нас среде, что присутствует в созерцаемой нами картине бытия и своим присутствием как бы принудительно навязывается нам, – всё, что обладает характером неустранимого факта, – в отличие от того, что рождается в нас самих в качестве «мнения», «воображения», «предположения» (Франк. 249, гл. 1, с. 1). Д. включает в себя объективную, субъективную, трансцендентную