Размер шрифта
-
+

Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 73

В ближайших главах я детально рассмотрю дедовщину, разложив её на составляющие. На мой взгляд, важнейшими обусловливающими её факторами являются:

а) уважение к опыту старослужащих прочих военнослужащих (главы «Главные коммунальные основания дедовщины» и «Факторы, усиливающие коммунальные отношения в армии»);

б) организованность и психологическая устойчивость старослужащих (главы «Организационные основания дедовщины» и «Один или два коллектива»);

в) стремление человека (как дедушки, так и только что призвавшегося духа) к минимальной занятости и к лучшим условиям труда, а равно тенденция к ничегонеделанию старослужащих (главы «Синдром дембеля», «Избалованность как фактор дедовщины», а из следующей части глава «Скука»);

г) сложившаяся практика дедовщины, вынуждающая получившего статус деда к его сохранению и определённому поведению, к которому этот статус обязывает («Внутренний мир деда и социальный статус» и «Деды как политики»);

д) статус деда входит в его менталитет, накладывает отпечаток на восприятие реальности («Внутренний мир деда и социальный статус»);

е) на восприятие реальности и поведение деда влияют особенности русского менталитета («Почему дедушка так суров?»);

ж) степень дедовщины определяется особенностями социальной организации общества и состоянием человеческого материала в конкретный исторический период.

В результате действия данных факторов в совокупности дедовщина приобретает то фактическое содержание, которое имеет место реально. Получается, что дедовщина естественна, армейское же командование, вместо того чтобы бороться с ней, использует её, приспосабливается к ней. Тому, чем дедовщина является социально и морально, посвящены главы «Критика обывательского подхода к дедовщине» и «Деды: сверхлюди или нелюди», а тому, какая опасность для офицера в ней сокрыта, – глава «Дедовщина как признак недееспособности офицера».

Особенно следует обратить внимание, что дедовщина не всегда была повсеместной и не всегда имела столь крайние формы, как в современной российской армии. В СССР были выработаны приёмы обуздания коммунальной стихии, проявлением которой является дедовщина. Благодаря им все рассмотренные факторы до некоторого времени не проявлялись в полной мере и не организовывались в дедовщину в современном смысле. В ряде глав рассматривается и особенность человеческого материала СССР, а затем и России, и как он сказывается на ситуации в армии. На этой основе я делаю прогноз, удастся ли современной российской власти обуздать дедовщину.

В качестве примера обуздания коллективных пороков приводится также состояние человеческого материала Российской Империи с чрезвычайно высоким статусом офицера, о чём можно прочесть в главе «Некоторые интересные штрихи организации армии Российской Империи».

Страница 73