Размер шрифта
-
+

Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 65


Сказанное в этой главе является лишь очерком ситуации в армии с точки зрения глубинных человеческих взаимоотношений. В последующих главах я дам детальный разбор ситуации по всем затронутым здесь направлениям.

Фактическое содержание уставщины

Говорить, что дисциплина в армии возникла только с появлением писаных уставов, мягко говоря, глупо: армия существовала задолго до появления первых уставов, а реализация целей её существования и дисциплина в ней обеспечивались практическими методами, которые выработались в процессе человеческой истории. Уставы появились уже позже с целью унифицировать и описать в праве эти уже имеющие место на практике отношения, включив их в нарождающуюся в обществах правовую сферу. Солидный пласт норм уставов возник также с целью сделать отношения в армии более цивилизованными, ограничить коммунальную стихию, в том числе посредством распространения на армию официальных способов реагирования на нарушение общественного порядка (суды, тюрьмы, внешний государственный надзор). Со временем в уставы также закрались продиктованные исключительно требованиями правовой сферы изменения, которые в реальности армией практически не воспринимались. Например, такова судьба норм о защите достоинства солдата. Но даже сейчас армейские уставы представляют собой явление особого рода, основанное на принципах, зачастую противоположных принципам основных институтов права.

В данной главе мы не станем перечислять сухие нормы уставов и заниматься их оценкой – это не задача настоящей книги. Здесь мы обращаемся сразу к наиболее значимым нормам, составляющим канву отношений реальной армейской жизни, а также к преломлению данных норм в социальной действительности. Как было сказано в главе «Устав», нормы уставов можно подразделить на нормы естественного происхождения и искусственно привнесённые извне нормы. Как несложно заметить, большинство рассмотренных ниже норм уставов носит естественный характер происхождения, искусственными являются лишь ритуалы и иные способы их официального обрамления, такие как установление временных рамок сна, отбоя, подъёма и прочих официальных процедур, распределение бойцов по нарядам во время общего построения, форма одежды и другие нюансы. Мы также намеренно не стали погружаться в такие явно искусственные нормы уставов, которые вообще не воспринимаются в реальности службы, – они оказываются лишь красивыми фразеологическими оборотами и не более того, поэтому не представляют для нас никакого интереса. Пусть ими занимаются правоведы и прочие энтузиасты правовой сферы, в социологическом же исследовании им не место.

Страница 65