Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 59
В то же время, мы должны более пристально рассмотреть и уставные правила поведения, которые, очевидно, не исчерпываются отмеченными стержневыми составляющими.
Для полноты исследования мы рассмотрим и дедовщину, и уставные правила обособленно, в вариантах, когда они получают возможность развить все скрытые в них потенции. Так, раз дедовщина сдерживается уставами, то вполне логично предположить, что она наиболее полно проявляется именно в условиях полного пренебрежения уставными правилами, поэтому период 90-е – начало 2000-х годов дал нам уникальную возможность увидеть дедовщину, оценить её социальную суть. Уставщина же наиболее ярко проявляется там, где меньше всего оснований для проявлений дедовщины – в учебных войсковых частях, где в каждый конкретный момент времени учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущего набора призывников. При этом мы будем рассматривать данные способы организации армейской жизни как обособленные явления, между которыми вполне конкретно можно провести понятийную грань, – как самостоятельные способы социальной организации армии. Однако всегда нужно помнить, что в реальности происходит постоянное смешение данных явлений и в «чистом» виде они выделяются чрезвычайно редко.
Социальную организацию армии, складывающуюся под действием требований уставов, я обозначу единым понятием уставщина. Строго говоря, это отношения, обусловленные воинскими уставами; однако они не однородны и из них выделяются отношения со строгим следованием букве устава и отношения, складывающиеся в дополнение к требованиям уставов либо в их развитие, – последние можно назвать обыкновениями или даже обычаями. Они складываются частично под действием социальных законов, частично в результате влияния человеческого фактора, а частично под действием случайных факторов (природные условия, менталитет, пересечение различных линий жизни общества).
Рассмотрение уставщины и дедовщины мы начнём со сравнения данных явлений по ряду параметров: по восприятию их молодыми солдатами, отношению к приказам в подразделении, методам воспитания личного состава, особенностям иерархии и ответственности за провинности. Также перечислим характерные варианты правил поведения при каждом варианте организации.
Начнём с уставных отношений. Нет смысла перечислять все правила уставов и складывающиеся по поводу них реальные отношения, назову лишь несколько для примера. Все солдаты должны быть выбритыми, коротко остриженными. Все должны поддерживать себя в опрятном состоянии, регулярно нашивать чистую полоску материала на воротник кителя (подшиваться), каждую неделю мыться. Укладываться спать с отбоем, а вставать с подъёмом. По поводу этих общих правил складываются практические правила. Например, на то, чтобы раздеться и лечь спать (отбиться – от слова «отбой»), отводится минимум времени, а на то, чтобы сходить в туалет, умыться, побриться и подшиться и того меньше. Можно ли всё это успеть за 15 минут!? Тем более что это единственный раз за день, когда разрешается сходить в туалет. В каждой части складываются свои вариации подобных правил, отличающихся мелочами, кажущимися на первый взгляд незначительными. Но именно эти незначительные мелочи обычно наиболее болезненно отзываются в человеке.