Размер шрифта
-
+

Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 49

Попав в подобные условия, человек обращается к привычным социальным методам защиты и нападения. Но по первости он может рассчитывать только на себя самого, а также на друзей – старых или новоприобретённых. Потихоньку налаживаются связи в ключевых для выживания в армии структурах (столовая, штаб, соседнее подразделение и др.), однако процесс этот может здорово затянуться в армейских условиях. Некоторые так и не удосуживаются завести полезных знакомств и сидят безвылазно в казарме; им даже еду приносят из столовой молодые, рискуя получить хороший нагоняй и по морде.

Но даже связи в армии не могут сделать некоторых вещей. Это объясняется в первую очередь тем, что знакомства и дружеские отношения устанавливаются, как правило, в рамках своего уровня иерархии. Дружба солдата и офицера суть исключение из разряда фантастики, а солдата и высшего офицера и вовсе невозможна. Поэтому здесь социальное неравенство и действия вышестоящих начальников перекрывают соответствующие действия знакомых и товарищей. Привычные методы защиты пробуксовывают; люди остаются игрушкой в руках бушующей социальной иерархии.

Так что такой закон армейской жизни, как необходимость солдату (офицеру) служить как можно дальше от дома, обеспечивает максимальное вырывание его из привычной канвы жизни, и, как следствие, растерянность и частичную утерю человеческого достоинства. Человек становится похож на тесто или пластилин, которому легко можно придать любую требуемую форму. Подобной «мягкости» способствует и молодой возраст призывников.

Теперь солдат вполне готов для дрессировки. Причём не просто «обучения» или «воспитания личного состава», как это официально называется, а именно дрессировки. Посредством самых эффективных психологических и физических приёмов (также направленных на воздействие на психику) в человека вбивается необходимость дисциплинированно преклоняться перед социальным статусом и приказом. Из этой связи отнюдь не выходит особняком некий Устав: он органически входит в данную связь, и верховенство социального статуса и приказа буквально пронизывает его насквозь – фактически он является конкретизацией и развитием этих двух краеугольных камней армейской жизни.

Какую именно форму стараются придать человеку в армии? Форму идеально умеющего приспосабливаться к жизни и жить в своё удовольствие социального индивида, правда жёстко ограниченного в этом приказом, социальной иерархией и уставными требованиями к дисциплине и образу жизни. Он должен усвоить социальную иерархию, смириться с ней и научиться преклоняться перед вышестоящими, а также перед исходящими от них распоряжениями – приказами. Такой социальный индивид должен отличаться сильно развитым социальным эгоизмом, т.е. эгоизмом в самых принципиальных вопросах материального благополучия, тогда как в незначительных мелочах он может проявлять великодушие и щедрость (особенно на словах). Единственный недостаток такого существа в его приспособленности только к коммунальному аспекту социального бытия, причём, в специфически армейском духе; деловой аспект чужд ему в самих основах.

Страница 49