Испытание реализмом. Материалы научно-теоретической конференции «Творчество Юрия Полякова: традиция и новаторство» (к 60-летию писателя) - стр. 57
Кажется, Куприн сказал в начале века: «Сейчас в России каждый смуглый юноша – великий русский писатель!»
Так вот. В 1995 году вышел роман Полякова «Козленок в молоке». Юрий Михайлович в нашей беседе под диктофон рассказывал: «…Это было мое возвращение в литературу. Меня, естественно, пытались замолчать… И, к всеобщему удивлению, «Козленок в молоке» имел феноменальный успех. Он стал расходиться большими тиражами (а в то время резко упали тиражи такой прозы). Я тогда сотрудничал с издательством «Олма-Пресс». И критика роман абсолютно замолчала. Делала вид, что его нет. Но зато был колоссальный читательский интерес. Ну и дальше пошло-поехало.
Начиная с этой вещи либеральная критика занялась именно системным замалчиванием. Они поняли, что если к читательскому интересу добавить еще активный разговор критики, пусть даже абсолютно разгромный, это будет резонировать. И они выработали в отношении меня технологию замалчивания, которую до сих пор успешно используют.
Наталья Иванова в огромной статье о прозе первого десятилетия XXI века даже не упомянула мое имя. Такие дела!»
Справедливо считается, что в «Козленке» Поляков вынес приговор постмодернизму.
…Если пробежаться по названиям произведений, опубликованных в 1994−1997 гг. в журнале «Новый мир», то название ненаписанного псевдоромана «В чашу» (материальной интриги «Козленка в молоке») покажется вполне достойным того квазифилософского забора названий, которым «Новый мир» отгораживал свою территорию:
«Введение в Авалианины камни».
«Сквозь разломы оконченной жизни».
«Длинные свечи долго горят».
«Я надуваю пузырь тишины и уклада».
«Не узнавая языка».
«Узрение существа музыки при посредстве существа женского и безумия артистического».
«Вулкан дымится».
«Сад грез».
«Чудится, светит, мерцает».
«Онлирия».
«Аллилуйя».
«Кто стучится мне в ладонь».
«Новое под солнцем».
«И в две и в четыре стопы».
«Летучая мышь и другие».
«Чаши маленьким богам».
«Поскольку мы не летаем».
«В час разомкнутых объятий».
«Мятные пряники времени в розовом клюве».
«Осязание».
«В отечестве другом».
«Десять стихотворных приложений к бойкому месту».
«Из пламени рука».
«Воздушными глазами».
«Колокола и облака».
«Духи и буквы».
«Невозможно охватить все существующее».
«Мель с разводами ветчины».
«Ты мимо на плоту летишь».
«Музыка ребер».
«Пробоина в воздухе».
«Изморозь, оторопь…»
«Окладбиществление».
«Дракон, гидра и рыцарь».
«Отчего дрожит рука?»
«Сладкий запах вторых рук».
«Лизиум теней».
«Тираноборчество и клоунада: смертельный трюк».
«Обезьяньи дети, всеобщее понятие собаки и скука вечности».
Можно было бы посмеяться над ложной многозначительностью некоторых названий и загогулистостью шифрованных нулей, но Поляков уже посмеялся. Постмодернизм. Тенденция, однако…