Размер шрифта
-
+

Использование потенциала малого и среднего бизнеса в реорганизации топливно-энергетического комплекса России. Монография - стр. 16

Основной чертой российской экономической науки дореволюционного периода можно назвать то, что социально-экономические проблемы жизни общества освещались через призму социологических, исторических, философских и религиозных аспектов.

Основными направлениями в русской экономической мысли были: марксизм, основанный на классовом подходе, немецкая историческая школа, главенство в которой было отведено национально-государственным позициям в экономической жизни общества, либеральное народничество, привнесшее значительный вклад в развитие экономических и статистических исследований.

Новые направления западной экономической науки, например, теория предельной полезности, не находили своего отклика в среде русских экономистов. Индивидуализм и субъективизм шли вразрез с принципами русских экономистов, что отразилось в некотором разрыве между развитием западной и русской экономической науками.

Вместе с тем, имеется немало свидетельств того, что происходило проникновение западных идей в среду русских экономистов, связанное в первую очередь с критическим отношением к идеям марксизма некоторыми русскими учеными. Принципы маржинализма были приняты П. Струве, оттеснив марксистскую теорию стоимости, проблемы цены имели наибольшее значение для П. Струве, чем проблемы ценности. Поисками этико-философской основы объединения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности занимался М. Туган-Барановский.

М.И. Туган-Барановский (1865–1919) являлся не только видным экономистом, создавшим конъюнктурную теорию денег, выступившую альтернативой количественной теории и послужившую основой для дальнейших исследований западными экономистами, но и социальным философом, пытавшимся решить проблему построения нового общества на основе кантианского принципа верховной ценности человеческой личности. В своих познаниях законов капиталистической экономики он пытался привнести нравственную составляющую в теорию ценности.

Единственно приемлемым нравственным критерием для Туган-Барановского был принцип равноценности личности, основанный на кантианском принципе верховной ценности человека. Выдвигаемый им данный этический принцип позволил объединить теорию стоимости с теорией предельной полезности.

В объединении данных теорий Туган-Барановский видел возможность и объединения разных видов труда в понятие общественного труда, что и явилось бы признанием верховной ценности человеческой личности.

Рассматривая процесс производства как процесс, привлекающий не только труд человека, но и активное участие средств производства, Туган-Барановский исследует и раскрывает несколько возникающих вопросов: именно благодаря верховной ценности, и, следовательно, равноценности человеческой личности в качестве основополагающего этического принципа политэкономии весь продукт рассматривается как созданный только человеческим трудом, признается только труд человека активным, деятелем производства, все виды труда приравниваются, все виды труда человека соединяются в одну общую целостность, именуемую общественный труд.

Страница 16