Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке - стр. 72
V. Судебная власть
VI. Хисба
VII. Экономический порядок
VIII. Оборона
IX. Высший конституционный совет
X. Совет улемов
XI. Избирательная комиссия
XII. Единство уммы и международные отношения
XIII. СМИ и печать
XIV. Общие и переходные положения.
Что касается Конституции ИРИ, то ее содержание следующее:
I. Основные принципы
II. Язык, алфавит, история и государственный флаг страны
III. Права народа
IV. Экономика и финансы
V. Суверенитет народа и органы власти, основанные на нем
VI. Законодательная власть
VII. Советы
VIII. Лидер страны или Совет по руководству страной
IX. Исполнительная власть
X. Внешняя политика
XI. Судебная власть
XII. Телерадиовещание
XIII. Высший совет национальной безопасности
XIV. Пересмотр Конституции.
При том что количество глав в обеих конституциях одинаково, случайно это или нет, в содержании документов можно найти некоторые различия. Между тем имеет смысл заняться сравнением отдельных глав.
Преамбула и основные принципы. В преамбуле указывается, что поскольку ислам является совершенным сводом правил, пригодным для всех людей и всех времен, а полномочия, данные Аллахом, универсальны и вечны, и применимы к каждой сфере человеческой жизни и поведения;
поскольку каждому индивиду присуще собственное личное достоинство;
поскольку все способности, индивидуальные и коллективные, и вся власть представляют собой обязательство, которое надлежит выполнить на условиях, установленных Шариатом, исполнив Божественный обет достичь жизни, свободной от нужды и притеснения, освященной гармонией, достатком, стабильностью, чувством благополучия и удовлетворения;
признавая, что установление социального порядка, основанного на исламе и его принципах, требует всеобъемлющего применения шариата в конституции и законотворчестве, и что при таком порядке каждый способен предпринять и осуществить свои обязанности по отношению к себе самому, своей стране и всему человечеству;
Мы, народ… обязуемся утвердить следующее в качестве первостепенных ценностей нашего социально-политического порядка:
i) подчинение Аллаху, и Ему одному
ii) свобода, обусловленная ответственностью и дисциплиной
iii) справедливость, неотъемлемая от милосердия
iv) равенство, усиленное братством
v) единство в многообразии
vi) шура как метод управления.
Глава I говорит о верховной власти Аллаха, шариате как источнике законодательства и необходимости согласовывать властные полномочия с шариатом; единстве уммы; основополагающей значимости для государства шариата, шуры, веры в принадлежность всего Аллаху, в то, что человек является распорядителем благ, дарованных Аллахом, обязательства поддерживать угнетенных во всем мире, первостепенной значимости развития исламской личности, обеспечения работой всех трудоспособных и гарантии нетрудоспособным, обеспечения служб здравоохранения, образования, культурной и социальной сфер, единства уммы, обязанности способствовать да’ва.