Ислам - стр. 7
Последующая трансформация ислама в каждом из упомянутых регионов (в XVII–XIX веках, как упоминалось выше, к ним прибавился еще один – Голландская Индия, Индонезия) шла своим путем. Кроме того, важно учесть, что после эпохи Великих географических открытий, Ренессанса и начала буржуазного развития и колониальной экспансии европейских держав общая ситуация в мире резко изменилась. Под нажимом Европы с ее капиталистическими потенциями традиционный Восток начал подвергаться глубокой, коренной ломке, затронувшей также и его религии. И хотя религий эта ломка коснулась в наименьшей степени, этого было вполне достаточно для того, чтобы уже в XIX веке весь мир ислама, в лице, прежде всего, его духовных вождей, культурных лидеров, остро ощутил, что необходимы изменения – в противном случае религии и связанной с ней культурной традиции грозит катастрофа.
Началась эпоха реформ и трансформации ислама, сложная и противоречивая, с различными поступательными и реверсивными движениями, под знаком которых ислам живет и в наши дни. Первым серьезным реформационным движением в исламе стал ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII–XIX веков против отклонений от чистоты первоначального ислама.
ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ ИСТОРИЯ РАСКОЛОВ И СЕКТ
Несмотря на то, что ислам сплачивал народы и государства на основе религии, он не мог уничтожить экономические и национальные противоречия. К тому же никакая религия не может постоянно сохранять свой первоначальный облик. Начал трансформироваться и ислам. Стали появляться новые пророки, каждый из них говорил, что он вновь пришедший Мухаммед. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (так возникали секты бабистов, бехаистов). Такое положение дел в мусульманской религии нашло отражение в расколах и разнообразных сектах.
Хариджизм
Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка – хариджиты – образовалась в ходе борьбы за власть в халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства, он же духовный руководитель (имам), должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен. Непременными же условиями правомочности претендента они считали следование Корану и Сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против правителя-тирана.