Размер шрифта
-
+

Ислам - стр. 3

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

Ислам как религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников – иудаизма и христианства. Главная особенность исламской духовной традиции заключается в принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, «чистой» религиозности.

Исходным и главным положением этой религии является утверждение: Аллах есть создатель мира и человека, и все сущее есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам отличает в этом отношении лишь более жесткое и однозначное постулирование этой идеи, что нашло отражение в популярной на Востоке поговорке: «Не размышляй: у него (у мира) есть промыслитель».

Название «ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет еще дополнительное значение «подчинение». Таким образом название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Становление мусульманина включает в себя состояние, известное как ихсан, или осуществление, что означает «рождение заново». Каждый мусульманин, искренно желающий руководствоваться своей верой, переживает этот опыт.

Ислам зародился в Аравии. Эта страна была населена в основном семитическими племенами, которые являются предками современных арабов. Часть из них жила в оазисах и городах. Это были оседлые племена, которые занимались земледелием, ремеслами и торговлей. Другие племена кочевали в степях и пустынях, разводили верблюдов, лошадей, овец и коз.

Аравия экономически и культурно была связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Все торговые пути, связывающие эти страны, пересекали Аравию. Один из главных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекке – оазисе возле побережья Красного моря. В этом оазисе правило племя корейш, которое получало большую выгоду от торговли.

Там же, в Мекке, образовался религиозный центр всех арабов. В особом святилище – Каабе – были собраны культовые предметы и изображения разных арабских племен.

Также в Аравии существовали и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Получалось, что люди разных языков, религий и культур общались между собой и их верования влияли друг на друга. Некоторые арабы принимали даже иудаизм или христианство.

В VI веке торговые дороги постепенно перемещались в сасанидийский Иран, было нарушено традиционное экономическое равновесие, которое сохранялось веками. В связи с этим в Аравии начался упадок караванной торговли. Кочевые племена, которые потеряли доход от движения караванов, стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Из-за этого плодородных земель стало не хватать, и соседние племена зачастую начинали воевать за территории.

Страница 3