Искусство татуировки - стр. 20
Несмотря на неясность функции татуировки у многих древних народов, неопровержимым фактом является то, что находки археологов подтверждают правдивость свидетельств древних летописцев о татуировке и что этот обычай был известен людям с очень давних времен.
ТАТУИРОВКА И XРИСТИАHСТВО
Есть мнение, и не безосновательное, что первые христиане татуировали себя. Они носили инициалы Христа – X или И.Н. (Иисус Назаретский), ягненка, крест или рыбу – по-гречески Ichtys – на лбу или на изгибе руки. Это подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях и плечах знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак Т на лбу, который представлялся крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест крестом латинским.
Однако исследователи истории церкви не могут сказать с уверенностью, какая техника украшения тела в данном случае применялась. Это могла быть татуировка и прижигание тела. В те далекие времна при помощи прижигания метили и тем самым исключали из общества отступников от настоящей веры, которыми считали христиан и невольников. Правда, первые христиане считали подобные метки не тавром, а знаком принадлежности, который подчеркивал их готовность страдать за веру. В таком понимании татуировка объединяла христиан.
Где христиане составляли большинство и наблюдалось взаимное проникновение мотивов татуировок христиан и татуировок, характерных для язычников, отношение церкви к татуировке было резко отрицательным. Это иллюстрирует собор 787 года в Калкуте (на территории Нортхамберленда), на котором по инициативе папы Гардиана I была осуждена практика татуировки как процедуры, угрожающей спасению души. В дальнейшем такое отношение культивировали и другие первосвященники.
Вообще, у народов, населявших в средние века территорию Англии, очень глубоко укоренилась татуировка. Достаточно сказать, что даже Гарольд II (1022-1066 г.г.), последний из королей англосаксонской династии, был татуирован. После проигранной под Гастингсом битвы в 1066 году останки короля были опознаны благодаря вытатуированному на груди имени жены «Эдит». Изидор (около 570-636 г.г.), епископ Севильи, автор многих трудов по теологии и истории, сделал первое (из дошедших до нашего времени) описание процесса татуирования. Он пишет: «Пикты согласно своему названию имели обычай украшать тело рисунками. Они уродовали тело, накалывая иглами кожу и втирая в нее сок определенных растений».
Есть любопытное свидетельство о татуировке народов, населявших территорию нынешней России. Арабский дипломат Ибн Фадлан сообщал, что во время путешествия из Багдада в страну русов над Волгой, совершенное в 921-922 годах, он наблюдал местных жителей, все тело которых было покрыто «от ногтей по шею набором деревьев, фигур и иных знаков».