Искусство путешествовать - стр. 9
Ещё более значительным путешественником был другой ученый античности – Страбон. Он путешествовал всю жизнь. Объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова, обошел Балканский полуостров, основательно изучил все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет.
Известным путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны его три больших путешествия, совершенные в период 125–120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. Второе – во вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом».
Путешественниками можно назвать и буддийских монахов Фа Сяня и И Цзина. За время своего путешествия из Китая в Индию и близлежащие государства они посетили каждый по тридцать государств. Их путешествия длились годы. Например, путешествие Фа Сяня длилось 15 лет, с 399 по 414 г.
«Фа Сянь, живший ранее в Чанъане, проникся печалью, заметив пробелы в законе буддийского вероучения, каким оно в ту пору было известно в Китае. Поэтому во 2-й год правления Хун Ши, что составляло цикл Ки-хай, Фа Сянь решил совершить совместно с Хуай Цином, Тао Ченом, Хуай Юном и Хуай Веём паломничество в Индию для поисков полных списков этого закона…»
Не менее значительное путешествие совершил ещё один буддийский монах Сюань Цзан. Оно длилось не менее 16 лет. Началось путешествие в августе 629 г. из расположенного в Северо-Западном Китае города Сиань (Чанъань) и завершилось в 645 г. За время своего путешествия Сюань Цзан вдоль и поперёк исходил Индию, Китай и Центральную Азию. Несмотря на то, что Сюань Цзан был буддийским монахом, его смело можно причислить к одному из величайших путешественников. Как истинный путешественник он «проявлял подлинный интерес к географии, внимательно наблюдал и изучал все пройденные им 138 царств».
«Мы повидали горы и реки, исследовали страны, описали мягкие или суровые нравы их жителей, упомянули также о свойствах климата и почвы. Обычаи людей не везде одинаковы, их вкусы и склонности не всегда совпадают. Некоторым фактам трудно найти объяснение, а пользуясь одними воспоминаниями о них нельзя подробно рассказать. Он [Сюань Цзан] составил общеё описание всех стран, где ему довелось побывать, собрал о них сведения понаслышке и от очевидцев».
Уже значительно позже имело место путешествие марокканца Ибн-Баттуты. Ибн-Баттута считается величайшим путешественником древнего мира и средневековья. Двадцатидвухлетним пареньком Ибн-Баттута покинул отчий дом, решив предпринять паломничество в Мекку. Вернулся же он домой в возрасте сорока пяти лет (путешествие длилось с 1325-го по 1354-й год). Со временем паломничество Ибн-Баттуты в Мекку переросло в странствие длиною в двадцать четыре года. За время своего долгого путешествия (по Северной Африке, Южной Европе, Среднему Востоку и Азии) Ибн-Баттута, которого потомки назвали арабским (мусульманским) Марко Поло, был и паломником, и торговцем, и чиновником. И всё же, в первую очередь, он был исследователем. Немецкий путешественник Пешель назвал Ибн-Баттуту «величайшим сухопутным странником всех времен, который прошел больше земель, чем Марко Поло и Генрих Барт вместе взятые». Рихард Хенниг называл Ибн-Баттуту «величайшим путешественником всех времён до Магеллана».