Размер шрифта
-
+

Искусство исчезать. Путь Будды к вечной радости - стр. 3

Разъединение

В «Дхаммачаккаппаваттана-сутте» говорится, что Первая благородная истина о страдании должна быть полностью понята (СН 56.11). Другими словами, вы не пытаетесь преодолеть страдание, не пытаетесь его изменить, уменьшить или от него сбежать – вы лишь его постигаете. Трудные времена – это прекрасная возможность сесть и посмотреть страданию прямо в лицо, целиком распознать его, не выбирая лёгкий вариант постоянного бегства.

Природа большинства людей такова, что всякий раз, когда возникают страдания или проблемы, у них есть свои пути спасения: затеряться в фантазиях, смотреть фильмы, бродить по интернету, читать, болтать, пить чай или кофе или просто гулять. От чего мы на самом деле убегаем? Зачем нам эти фантазии? Это наша привычная реакция на проблему того, что вещи недостаточно хороши и не являются удовлетворительными. Если вы действительно хотите достичь чего-то в жизни, монашеской или мирской, стать мудрыми и свободными, вы должны понять страдание. Этому учил Будда.

Когда вы начинаете исследование, то понимаете, что все мы испытываем страдание. В «Тхеригатхе»[3] есть известная история Кисаготами (Тхи. 213–223). Стратегия Будды, направленная на то, чтобы увести Кисаготами от горя и страданий, вызванных смертью её сына, состояла в том, чтобы дать ей понять, что умирают и другие люди: смерть её сына не была единичным событием в этой вселенной, но была подобна любой другой смерти. Будда хотел, чтобы Кисаготами поняла страдание, называемое смертью. Смерть естественна – это часть сути вещей. Она повсюду, от неё никуда не деться. Поэтому, вместо того чтобы пытаться решить проблему, вернув сына к жизни[4], Будда научил Кисаготами понимать всеобщность этой проблемы.

Когда мы обретаем понимание, то не просто принимаем происходящее, потому что этого тоже недостаточно. Думать: «Пусть всё будет так, как есть, ну и что!» – это неправильный ответ. Когда мы действительно понимаем проблему страдания, которое нас ждёт, то, какой жизнь является на самом деле, – есть только один естественный ответ. Это не попытка убежать или принятие того, что происходит, – это ниббида.

Ниббида означает разъединение. Мы отворачиваемся от того, что называется жизнью. Попытка что-то изменить, равно как и принятие всего, заставляет вас ещё больше вовлекаться в жизнь. Разъединение – вот правильный ответ. Разъединение означает, что вы оставляете вещи в покое, не тревожитесь и не беспокоитесь о них. Вы просто сидите и не вмешиваетесь в то, что испытываете. Не вовлекаясь в это, вы отстраняетесь от жизни. Это почти как отказ от неё – отказ, который заставляет явления исчезать.

Страница 3