Искусство айкидо: теория и практика. Руководство для инструкторов - стр. 3
Идеи айкидо Уэсиба синтезировал из многих боевых искусств, которым он обучался, а также у своих наставников, с которыми встречался в своей жизни. Одним из них был наставник дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Таэда Сокаку – великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. В этой школе Уэсиба почерпнул идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств, познакомился с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Другая встреча, которая, несомненно, лежит в философии айкидо, это встреча с синтоистом Дэгути Онисабуро, лидером секты Омото-кё («учение великого начала» – одна из школ синто). Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль стала основной в идеологии айкидо.
В 1939 году Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо при небольшом синтоистском храме Ивами. В 1948 году создает ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е годы 20 столетия.
Таким образом, айкидо выражает в себе традиционную культуру Японии, где сочетает в себе так называемые мирные практики дзен (каллиграфия, чайная церемония и т.п.), принципы традиционных искусств борьбы Японии, также соединяет философию дзен-буддизма, конфуцианства и синтоизма одновременно.