Искупление - стр. 15
– Мило! Даже лихо! – воскликнула Томка, и надолго, насколько возможно, отвлеклась от дороги, – она пристально изучала своего соседа. – Так не каждый искусствовед понимает роль живописи!
– Просто мне так кажется, – засмущавшись, ответил Сергей. – Нравится – и всё тут!
– Слушайте, молодёжь! – обернулась Томка к молодым своим коллегам, которые сидели, тесно прижавшись друг к другу, и не обращали ни на кого, кроме себя, внимания. – Народ вам говорит! А вы всё талдычите: «Малевич! Малевич! Пикассо!» Вам бы только нерусское было. Представьте: через пятьсот лет, даже двести пускай, вам придётся смотреть на тех же «Бурлаков» и «Гернику» Пикассо, и что вы поймёте? «Бурлаки» вам всё расскажут без пояснений, а над «Герникой» надо с историей Испании ХХ века рассказывать о замысле художника. Вот в этом и заключается сила художника и его картин! А изображать красивые мордочки и бёдрышки – удел незамысловатого, я бы даже сказала, легкомысленного творца. Красиво, но и что с того!
– «Красота спасёт мир», Тамара Елизаровна, сказал ваш любимый Достоевский, – со слабыми признаками возражения откликнулся паренёк и смущённо улыбнулся.
– Нельзя путать одно с другим, – Тамара передёрнула плечом. – Жить красиво и правильно – не значит рассматривать красивые вещи!
– Но вы же требуете от нас красивых видов на полотнах. Леса, поля, берёзки, перелески, жарки, – это те же красивости.
– Эти «красивости» создала божественная природа нашей Сибири. Наша задача – сохранить это для потомков хотя бы в виде картин. Это должно быть вечным! Искусству принадлежит право выбирать и определять приоритеты в жизни общества, отсюда вытекают цели и задачи, решив которые, общество добьётся совершенства, или красоты, по-нашему. Люди живут правильной праведной жизнью, любят друг друга, помогают друг другу – что может быть правильней и красивей этого? Вот такая красота и способна спасти мир! Всё просто! Проще пареной репы, как сказал бы мой отец, царство ему небесное. Он, не зная Достоевского, понимал, что добро должно спасать мир, и сам постоянно делал это добро советом, мисочкой муки, краюхой хлеба, копейкой – делился последним, не ожидая ответной благодарности. Просто делился.
Сергей задумался: «Действительно, как всё просто устроено – живи, не мешай другим, и ты не лишний в этом мире, а если ещё и помогать будешь нуждающимся – ты необходим, твоя жизнь не пустое времяпровождение, связанное с физиологическими потребностями: наелся, поспал, размножился… Большинство так и понимают свою жизнь – сытой и довольной. Им горе, страдания других – звук пустой. Пройдёт мимо умирающего с голоду и копейки не подаст, но при этом и счёта не знает своему богатству. Душа его, как в панцире, непроницаема, глуха и слепа. И жизнь бессребреника незавидна. Как правило, он гол как сокол, живёт в нужде, потому что всё отдаёт ближнему, а ближний всегда ли горазд на ответ? Всегда, только на какой: один век благодарит, другой смеётся тихо в кулак, довольный привалившему счастью, а став успешным, и не подумает отплатить добром на добро. Так что теперь, боясь обмана, никому и никогда не помогать? Тоже как-то не вяжется. Может, помощь должна быть какая-то особенная? Адресная, как сейчас принято говорить. Помогать надо, – решил Сергей. – Но не каждому. И помощь твоя не должна унижать человека, а должна вселять в него надежду…»