Размер шрифта
-
+

Искромётные разности - стр. 3



…Потом ещё долго несведующие в содеянном ребята из "прослушки" с недоумением наслаждались всеми прелестями неповторимых и уникальных оборотов русской речи, приходивших на их звукозаписывающие устройства с седьмого этажа и поражались, до какой степени и в сжатые сроки Генеральный секретарь чилийской коммунистической партии и его домашние смогли овладеть всеми мельчайшими тонкостями непечатных отечественных выражений. Отчёты обрабатывались, систематизировались, докладывались и вызывали замешательство даже у высшего руководства пока ситуация не прояснилась и всё стало на свои места.

История третья.  Чапаев против Айболита

Эта история, рассказанная мне непосредственным её участником, а точнее – участницей, может служить наглядным примером уникальной парадоксальности детского восприятия. Современным юношам и девушкам, вступающим в жизнь, было бы не лишним хоть кратко сообщить о тех действующих лицах, которые "замешаны" в этой истории, а искушённым и эрудированным читателям только лишь напомнить о них.



Итак, Корней Иванович Чуковский – писатель, на произведениях которого воспитано не одно поколение. Невозможно себе даже представить литературу без этого яркого и талантливого человека.



Кирпотин Валерий Яковлевич – историческая фигура литературной жизни советского периода. Во время Гражданской войны работал в печатных армейских органах. Под флагом Коминтерна внедрял прогрессивные идеи  социализма за рубежом. Принимал участие в постепенном переходном процессе замещения РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) будущим Союзом писателей, окончательно сформировавшимся к 1934 году. Вошёл в правление Союза писателей СССР. С 1932 по 1936 год заведовал сектором художественной литературы агитпрома ЦК ВКП(б). Активно занимался научной работой. Был инициатором успешного возвращения А.С. Пушкина в законное лоно классиков и ходатайствовал об этом в личной встрече со Сталиным. В связи с делом репрессированного брата в 1936 году, вынужден был покинуть партийные назначения, оставаясь при этом в руководстве Союза писателей. В начале Великой отечественной войны по распоряжению А. А. Фадеева руководил эвакуацией Союза писателей на восток страны. С 1956 года по 1981 год возглавлял кафедру истории русской литературы в Литературном институте.



И наконец, главная героиня этой истории – пятилетняя девочка Наташа – дочь Валерия Яковлевича Кирпотина, одарившая меня этой историей много лет спустя.



А вот и сама история.



Сейчас мало кто знает, что  в 1930-ые, 1940-ые годы самым важным местом своего творчества Корней Иванович Чуковский считал литературоведение. Может быть, он сам полагал свои детские произведения чем-то второстепенным, а себя – не оцененным полностью, крупным исследователем литературы. Он посвятил изучению творчества Николая Алексеевича Некрасова много лет настойчивого труда, и имел в “некрасоведении” бесспорные и общепризнанные заслуги. В 1934 году издательство “Academia” приступило к изданию “Полного собрания стихотворений  Некрасова” под общей редакцией В.Я. Кирпотина. Чуковский был комментатором и рабочим редактором. Между общим редактором В.Я. Кирпотиным, определяющим идеологию издания и рабочим редактором  К.И. Чуковским возникло столкновение в оценке природы некрасовского творчества. Кирпотин по праву считался одним из самых авторитетных литературных критиков в СССР. Его даже называли “Советским Белинским”. Его оценка считалась бесспорной и крайне авторитетной. Во вступительной статье Кирпотин раскритиковал позицию Чуковского. Раскритикованный Чуковский всячески старался эту критику нивелировать и просил Кирпотина убрать, или хотя бы смягчить свои оценки. Два редактора вступили в идеологический конфликт, который надо было разрешать и, как полагал Чуковский, не только в официальном порядке. (Забегая вперёд, не лишним будет отметить, что ему это удалось в конце-концов. В дальнейшем Кирпотин заменил адресную критику, не упоминая фамилию Чуковского и выразил несогласие с его позицией лишь в безличной форме).

Страница 3