Исход фараонов (тайны Моисеева Исхода) - стр. 8
В не слишком далекие от эпохи Моисея лета случилось еще одно событие, которое египетские хроники старательно обходили стороной, хотя последствия его растянулись на долгих полтора столетия. В конце XVII века до н.э. в египетские пределы из Палестины вторглись воинственные семитские племена кочевников-гиксосов. Фараон был низложен и бежал на юг, в Фивы (современный Луксор), а страной стали заправлять ненавистные иноземцы. Только в 1580 году до н.э. Египет изгнал гиксосов и вернул себе независимость.
Возникает законный вопрос, могло ли лицо семитской крови занимать ответственный пост в египетском государстве? Другими словами, а был ли Моисей евреем от рождения или все-таки египтянином, перешедшим в еврейство на момент Исхода ради пользы задуманного? Нельзя забывать, что он значился очень высокопоставленным сановником, чуть ли не наследником престола. Для обретения сана жреца Осириса требовалось пройти множество проверок и посвятительных испытаний и затерять тайну своего происхождения было практически невозможно; жрецы исправно следили за родословными «высших слоев общества».
Если верить Эдуарду Шюре, что Моисей был родным сыном дочери фараона, то, да, Моисей несомненно египтянин. Однако из Библии мы знаем о другом прецеденте. Речь идет о судьбе Иосифа, сына Иакова (Израиля) от Рахили. Завистливые братья продали его в рабство, но благодаря способности истолковывать сны, он помог фараону спасти страну от голода, когда разгадал его сон про «семь тучных и семь тощих коров», чем тут же возвысился до уровня наместника фараона, читайте – его правой руки. Как справедливо подчеркивает Вернер Келлер, в обычном Египте такое было бы немыслимо. В гиксосский период – вполне вероятно. В Библии упоминается, как Иосиф ездил во второй колеснице фараона, а ведь до нашествия гиксосов египтяне не пользовались колесницами. Но сам Вернер Келлер не видит себя среди сторонников этой точки зрения и тоже вполне справедливо. Слишком далеко по времени отстоит эпоха гиксосов от эпохи Моисея. Первые потеряли власть, как уже отмечалось, в 1580 году до н.э., а второй вершил свои великие дела в 1300 – 1290 гг. до н.э. В данном случае 300 лет – очень большой срок, ведь Моисей выходит на сцену чуть ли не сразу после кончины Иосифа. К тому же есть документальные свидетельства, что первые влиятельные азиаты появились как раз при дворе фараонов из династии Рамессидов (XIII – XII вв. до н.э.). Много неточностей заметили исследователи и в описании посвящения Иосифа на высокий пост наместника фараона. То, как она изложена в Библии, вообще более свойственно VIII веку до н.э. Титул Потифара, в рабство которому был продан Иосиф, в русском варианте Библии звучит как «начальник телохранителей фараонов», а в оригинале – как «евнух». Должности же евнуха не было в Египте до персидского завоевания, а это уже 500 год до н.э. Ну, и так далее.