Размер шрифта
-
+

Исчезнувшие народы мира - стр. 8

Практически все протогорода возводились по одному плану. Дома тут располагались почти концентрическими кольцами вплотную друг к другу, глухой стеной наружу, образуя таким образом оборонительные укрепления. В их центре располагались общественные постройки и культовые сооружения. Исследованные жилища имели площадь от 60 до 160 кв. м. В них было несколько комнат с печкой, в каждой предположительно жила одна парная семья. Основу застройки составляли двухэтажные (!) жилищно-хозяйственные комплексы, имевшие чердаки для хранения инвентаря и продуктов. Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар. Археологи установили, что вероятное число комплексов на территориях поселений в Майданецком и Тальянках соответствует числу усадеб Новгорода ХV века. Со временем, разумеется, земли истощались. Поэтому огромные протогорода существовали не более 50–70 лет, т. е. в течение жизни 2–3 поколений. Затем происходило их ритуальное сожжение, и население уходило на новое место. Плодородных земель вокруг было достаточно.

Трипольцы были жизнелюбивыми людьми. Об этом свидетельствует их керамика. Она не только безупречна по форме, но и украшена яркой, светлой и солнечной росписью, которая своей жизнерадостностью напоминает полотна Ренуара. Как и положено земледельцам, они были людьми открытыми, прагматичными и трудолюбивыми. В менталитете трипольцев, судя по всему, не было агрессии и неоправданной жестокости – они были народностью мягкой, романтичной. Даже не известно, была ли у них армия. Во всяком случае, на местах поселений оружие почти не встречается.

Археологам удалось частично восстановить быт трипольских племен. Свои аккуратные жилища женщины украшали орнаментом, росписями и цветами, а себя – искусно расшитыми одеждами, вещами из золота и драгоценных камней. Можно уверенно утверждать, что трипольское качество жизни было гораздо выше, чем у соседних народов, да и сама жизнь была более привлекательной.

У трипольцев была одинаково развита сельская и городская культура. Но только в городской среде могли появиться люди творческих профессий: мыслители, художники, архитекторы; село к ним равнодушно. Поэтому наличие городской инфраструктуры, а также собственных технологий и произведений искусства позволяет утверждать, что трипольское общество было одним из наиболее развитых. Ведь только развитое общество может достичь успехов в культуре и искусстве. А это означает, что трипольский феномен представляет собой не культуру, а цивилизацию, которая хранит еще множество загадок и тайн, которые нам еще предстоит разгадать.

Страница 8