Ирония фарта (сборник) - стр. 50
– Все не так, дорогая, – мама рассматривала рисунки Натали. – Понимаешь, нужно уметь получать удовольствие от того, что ты делаешь, тебе должно быть приятно, комфортно, ты должна при этом отвлекаться от всего остального и думать о хорошем.
– А если не получается?
– Должно получиться, – Анастасия задержала взгляд на одном из рисунков. – Вот здесь ты явно куда-то спешила. Смотри, как плохо прорисовано небо.
Действительно, на рисунке были изображены деревья, маленький домик вдали, причем изображены очень неплохо. А там, где начиналась линия горизонта, были видны штрихи более темной краски, а небо и вовсе было намечено лишь штрихами.
– Да, небо я уже тогда не успела дорисовать, – призналась Натали.
– Жаль, был бы отличный рисунок.
– Но я дорисую потом!
– Но ведь потом ты уже не будешь помнить, что ты чувствовала, когда ты рисовала, что ты хотела сказать своей картиной, – спокойно говорила мама.
– А если я вспомню?
– Вряд ли, – Анастасия продолжала рассматривать рисунки, лежавшие в папке на кухонном столе. – Понимаешь, твои ощущения и мысли существуют здесь и сейчас.
– Прямо сейчас? – удивленно спросила Натали.
– Да, представь себе, – мама отложила папку. – Знаешь, даже многие писатели, не только художники, ездят за впечатлениями. У них с собой обычно есть блокнот, и они в него записывают свои мысли, делают зарисовки.
– Писатели тоже рисуют?
– Не знаю, иногда, наверное, и рисуют, – улыбалась Анастасия. – Я о другом, о письменных зарисовках. Они стараются описать словами то, что видят, слышат или думают, и этими записями потом пользуются, когда пишут книги.
– Получается, мам, это такие этюды?
Натали немного успокоилась, взяла в руку кисть, и акварельными красками принялась дорисовывать большое ветвистое дерево, висящее над обрывом.
– Да, что-то вроде, – ответила мама. – Вот где ты видела это дерево?
– Мы с папой ездили в Гатчину на прошлой неделе, ты же помнишь, мы долго собирались туда поехать.
– Помню. И ты сейчас рисуешь по памяти?
– Да, я очень хорошо запомнила это дерево.
– Хорошо, молодец, – похвалила мама. – А вот если бы тебе пришлось запомнить десять или двадцать таких деревьев, и не было ни фотоаппарата, ни карандаша с бумагой, что бы ты делала?
– Наверное, приехала бы домой и стала бы рисовать, пока не забыла, – ответила Натали, продолжая рисовать.
– Вот видишь, ты уже понимаешь, что рисовать нужно в тот момент, когда ты помнишь, как выглядит в жизни то, что ты рисуешь, – Анастасии нужно было готовить ужин и приниматься за домашние дела, и она договаривала уже на ходу. – Никогда не полагайся на память, старайся рисовать быстро, но при этом получать удовольствие от работы, от того, что ты делаешь. Когда вырастешь, ты поймешь это.