Ирландия - стр. 85
– Конал, ты знаешь, зачем я здесь, – сказал Финбар внезапно охрипшим голосом.
– Напрасно ты приехал, Финбар. Добра от этого не будет.
И это все, что друг мог сказать ему?
– Уже больше года я ищу тебя, – взорвался Финбар.
– Что тебе приказал верховный король? – негромко спросил Конал.
– Доставить вас обоих обратно.
– Дейрдре не поедет, а я ее не оставлю.
– Это все, что для тебя важно – ты и Дейрдре?
– Похоже, что так.
– Значит, тебя не беспокоит то, – Финбар не сумел скрыть горечи, – что уже три года подряд урожай гибнет, что несчастные люди не умирают с голоду лишь благодаря помощи вождей и что все это – твоя вина, потому что ты опозорил верховного короля, своего дядю?
– Кто так говорит? – Конал как будто слегка удивился.
– Друиды, Конал, и филиды, и барды. – Финбар глубоко вздохнул. – И я тоже так думаю.
Конал задумчиво помолчал, прежде чем ответить, а когда заговорил, его голос звучал печально.
– Я не могу поехать с тобой, Финбар.
– Выбора нет, Конал. – Финбар показал на колесницу. – Ты ведь видишь, что я вооружен.
– Тогда тебе придется меня убить.
Это не было вызовом. Спокойно глядя на него, принц стоял неподвижно, словно ожидал смертельного удара.
Прошло несколько долгих мгновений. Финбар смотрел на своего друга. Потом, наклонившись, взял из колесницы три предмета и бросил их к ногам принца.
Это были копье Конала, его щит и сверкающий меч.
– Защищайся, – сказал Финбар.
– Не могу, – спокойно возразил Конал, даже не протянув руку к оружию.
И тут Финбар окончательно потерял терпение.
– Ты что, боишься сражаться? – закричал он. – Тогда мы вот что сделаем, Конал. Я буду тебя ждать у Плетеной переправы. Ты можешь прийти и сразиться со мной, как мужчина… и если победишь, уйдешь куда пожелаешь. Или ты можешь сбежать вместе со своей женщиной, а я вернусь к твоему дяде-королю и скажу ему, что позволил трусу удрать. Решай сам. – С этими словами он развернул колесницу.
Постояв еще какое-то время и не видя выхода, Конал подобрал свое оружие и грустно пошел вслед за Финбаром.
Место для схватки выбрали на травянистой полоске берега, недалеко от брода.
Перед битвой каждый кельтский воин совершал определенный ритуал. Прежде всего он снимал всю одежду; иногда, правда, рисовал на теле свой портрет синей краской. Однако гораздо важнее внешних приготовлений считалось подготовить к сражению свой боевой дух. Воины не шли в бой с холодным сердцем. Они разжигали себя с помощью грозных воинственных песен и устрашающих боевых кличей. Друиды кричали на врагов, обещая им поражение, воины осыпали их насмешками и оскорблениями, даже иногда швырялись грязью, а то и человеческими экскрементами, чтобы обескуражить их. Но самое главное – каждый воин должен был привести себя в особое состояние, что позволяло ему расширить границы владения собственным телом и придать ему такую ловкость и мощь, которую не могут обеспечить обычные кости и мускулы. Входя в такое состояние, он черпал силы не только от своих предков, но и от самих богов. Это было великое вдохновение воина, его боевая ярость, бешенство героя, прославленное поэтами.