Иркутская археология: газетный компендиум советского периода. Часть VI. 1981-1991 гг. - стр. 15
История открытия и исследования «писаных камней» возле деревни Шишкино довольно любопытна. Впервые европейцы узнали о существовании наскальных изображений между «Качегой и Верхоленском» от участника академической экспедиции 1733—1743 гг. Г. Ф. Миллера. В 1929 году эти же писаницы были вновь зафиксированы А. П. Окладниковым. впоследствии посвятившим их исследованию часть своей многогранной научной деятельности. По его мнению, древнейший пласт Шишкинских петроглифов (изображения быка и двух лошадей) относится к эпохе палеолита, когда в условиях приледниковых пространств северной части Евразии обитали мамонт, шерстистый носорог, бизон, лошадь, северный олень и другие представители плейстоценовой фауны. Именно эти животные составляли основу существования людей древнекаменного века.
Следующая группа рисунков на Шишкинских скалах относится к эпохе неолита, т. е. к V – III тысячелетию до нашей эры. Ее представляют изображения животных, выполненные как минеральной краской – охрой, так и выбитые или вытертые на каменных плитах. К этому времени на смену степному ландшафту приходит тайга с соответствующей фауной. Одним из главных объектов охоты первобытного человека становится лось. Изображения последнего на Шишкинских скалах наиболее внушительны и были, по-видимому, для неолитических охотников наиболее значимы.
Большой размах в развитии производительных сил, в укреплении контактов между отдельными племенными группами дало знакомство человека с добычей меди и бронзы, затем железа. Отражение этих процессов в первобытном искусстве проявилось в рождении новых сюжетов, в иных приемах нанесения изображений. В этом смысле особый интерес представляют красочные рисунки лодок с антропоморфными фигурками «на борту», солнечных символов, зооморфного мифического существа, глотающего солнечный круг. Такие сюжеты, несомненно, имели одно идейное содержание с очень похожими композициями рисунков Енисея, Кобыстана, Карелии, Южной Швеции и генетически должны быть связаны с мифологией Древнего Египта. Но, пожалуй, самую многочисленную группу на Шишкинских скалах представляют рисунки VI – X веков нашей эры, связанные с пребыванием в Прибайкалье курыканских племен Их жизнь довольно полно отражена в изображениях всадников скаковых лошадей, сцен перекочевок и охоты на диких животных. И, наконец, последнюю, пятую группу представляют рисунки послекурыканского времени – X—XVII вв. н. э.
Еще в XVIII – XIX вв. Шишкинские скалы являлись культовым местом для аборигенного населения приленских берегов и считались священными. По свидетельству Г. Ф. Миллера, они пользовались таким почитанием, «что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невиновность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими руками, будучи твердо убеждены в том, что, если ложно поклянутся, то непременно умрут». Изучение «писаных скал» показывает, что такое отношение к ним уходит в глубокую древность. Воплощая в рисунках веками накопленный опыт, связанный с трудовой деятельностью, переплетая в изображениях фантастическое и реальное, первобытный человек посредством искусства пытался удовлетворить свои повседневные потребности, освоить и познать окружающий его мир