Размер шрифта
-
+

Иркутская археология: газетный компендиум советского периода. Часть V. 1971-1980 гг. - стр. 6


Г. Бутаков, п. Качуг


Советская молодежь, 1971, 26 окт. (№127), С. 2.

1971.9. Подземные дворцы просят защиты

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов.

Нас давно манил, этот краешек Байкала. И вот мы на западном берегу в бухте Ая.

Ая в переводе на русский язык означает Прекрасная или Неповторимая. И это действительно так. У нее своеобразная, суровая красота. Нет ни единого деревца, только скалы, круто обрывающиеся в Байкал, да мощная прибойная полоса байкальского песка с россыпями гранита.

Но не это привело нас сюда. Мы – спелеологи городского клуба туристов. Наша маленькая группа в составе пяти человек, поставив на песчаном берегу палатку и захватив необходимое снаряжение, поднимается по крутому скалистому склону на плато. Идти трудно, но вот подъем позади.

Оглядываемся и внизу, как на ладони, видим всю бухту Ая, а впереди нелегкая работа поиска. Плато большое и своеобразное по своему генезису. Это мощный клин мраморов и где-то здесь есть неисследованные нами пещеры. Прошло несколько часов поиска под палящим июльским солнцем. Скоро вечер. И в этот момент мы, почти одновременно обнаруживаем сразу два входа. Выбор пал на один из них.

Ребята, быстро одеваются согласно требованиям этикета подземного мира. Начинаем спуск в пещеру. Он своеобразен. Сначала трещина, а затем карстовая труба, почти круглая в своем сечении. Несколько поворотов – и мы попадаем в первый зал. Остановились, поражённые тем, что чуть-сбоку на стене мы видим диск солнца, а чуть ниже – мы не сразу поверили своим глазам – мамонта. И сразу ассоциации. Два года назад доцент ИГУ П. П. Хороших, археолог и знаток наших пещер, говорил нам о том, что в пещерах бухты Ая нам могут встретиться наскальные рисунки.

Спускаемся по большим многотонным глыбам. Впереди стена, и… мы не можем даже поверить в это. На плоской вертикальной стене мы видим изображение еще одного мамонта.

Еще спуск вниз, справа виден разлом с гладкими уходящими вверх стенами. Входим в разлом, и сразу свет меркнет в наших глазах. В ушах непонятный звон, внутри пустота, а перед глазами на этой гладкой стене ровными, красивыми буквами надпись:

УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ 1969 ГОД.

Пусть не подумает читатель, что в тот момент, когда увидели изображение мамонта, мы и вправду облились слезами радости и умиления. Нет. Нас тяготило другое чувство. Чувство более суровое. И нам было жаль тех, чьи руки так безжалостно изуродовали эти стены. Жаль лишь только потому, что таким людям не дано глубокое чувство понимания природы. Мы уходим дальше вниз в надежде, что там мы не увидим больше хищнических отпечатков рук человека, современного, человека разумного.

Страница 6