Иркутская археология: газетный компендиум советского периода. Часть V. 1971-1980 гг. - стр. 31
Курыканы – высокоразвитое племя, сыгравшее большую роль в политической и культурной жизни народов Восточной Сибири. До наших дней сохранились памятники их культуры в виде следов поселений, могильников, стоянок, наскальных рисунков. Основные области курыканской культуры – это районы южной части Приангарья и Приленского края. Отрасль их занятий – скотоводство и охота на диких животных: лосей, косуль, оленей, кабанов. Сохранились многочисленные курыканские наскальные изображения.
Е. Ф. Седякина передала музею пять предметов курыканского искусства. Три из них представляют слегка вогнутые костяные пластинки с изображениями благородного оленя, две – продолговатые пластинки-украшения с геометрическим орнаментом.
Наиболее сохранившаяся пластинка представляет изображение оленя с широко-разветвленными рогами, вокруг его фигуры размещены небольшие сосенки. Сверху идет строгий геометрический орнамент, состоящий из треугольников.
Две пластинки меньшей сохранности также изображают оленей. На одной из них – животное с подогнутыми ногами. На голове каждого оленя между ветвистых рогов красуется изображение густой елки. Здесь орнамент, сосенки и фигуры оленей не резные, а нанесены черной несмываемой краской.
Эти произведения искусства Евгения Федоровна Седякина обнаружила во время археологических раскопок в 1958 году на стоянке у побережья речки Унги в пяти километрах от Балаганска на Ангаре. Теперь эти места залиты водами Братского моря.
О высоком искусстве курыкан мы знали по наскальным рисункам на Верхней Лене у деревни Шишкино, на Унге у Нукут, на горе Хашхай и Манхай в долине реки Куды, в бухте Итырхей. Но в мелкой пластике на кости изображения очень редки и являются уникальными.
Первобытное искусство в художественных хранилищах нашей страны представлено только в Государственном Эрмитаже. Иркутский художественный музей является единственным из периферийных музеев страны, где экспонируется творчество наших далеких предков.
А. Фатьянов, директор Иркутского областного художественного музея
Восточно-Сибирская правда, 1973, 18 авг. (№194), С. 4.
1973.7. У колыбели человечества
ИНТЕРВЬЮ ДАЮТ УЧЕНЫЕ
Мои собеседники представили друг друга заочно. Первым это сделал научный руководитель лаборатории археологии госуниверситета Г. И. Медведев.
– Маргарита Михайловна Герасимова, – сказал он, – дочь известного советского антрополога Михаила Михайловича Герасимова, сотрудница лаборатории антропологии Института этнографии Академии наук имени Миклухо-Маклая. Уже третий сезон она с группой археологов Иркутского университета участвует в раскопках в устье Белой.